
Одной из задач по оказанию логопедической помощи является организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся (распоряжение Минпросвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75 «Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»).
Диагностируя состояние устрой речи ребенка дошкольного возраста, учитель-логопед обследует:
- звукопроизношение
- фонематические процессы (фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления)
- слоговую структуру слова
- словарь
- грамматический строй речи (понимание обращенной речи, словоизменение, словообразование)
- самостоятельную речь
- артикуляционную моторику (подвижность органов артикуляционного аппарата)
- мелкую моторику рук
В данной статье представлен список диагностических методик, которые учитель-логопед может использовать в своей работе, как с детьми раннего возраста (от 2-4 лет), так и с детьми 4-7 лет.
Диагностические методики для детей 2-4 лет
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
- Мазанова Е. В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР
- Нищева Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (от 3 до 4 лет)
- Соломаха Л.С., Серебрякова Н.В. Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста
- Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста
Диагностические методики для детей 4-7 лет
- Андронова Е.Ю., Рау Е.Ю. Комплексная диагностика речевых и неречевых проявлений при заикании у дошкольников
- Быховская А.М., Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР
- Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей
- Зайцева Е. С. Шептунова В. К. Тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда
- Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи
- Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет
- Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР
- Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста
- Мазанова Е. В. Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР
- Мазанова Е. В. Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР
- Мазанова Е. В. Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР
- Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)
- Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)
- Семенович А.В. Комплексная диагностика и коррекции психоречевых нарушений у дошкольников со сложной структурой дефекта (общее недоразвитие речи, осложненное гиперактивностью)
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи
- Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника
- Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста
Уважаемые коллеги! Среди предложенного списка диагностических методик, Вы, наверняка, выберете те, которые помогут Вам комплексно обследовать речь дошкольника и правильно определить речевое нарушение.