Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Ребёнок гораздо охотнее учится и воспринимает информацию в игре, поэтому работа учителя-логопеда, работающего с детьми дошкольного возраста, строится в игровой форме с применением различных вспомогательных материалов. В качестве таких материалов могут выступать: игрушки, камни марблс, песок и т.п. Сегодня в статье речь пойдёт о применении мяча в логопедической практике.

Чем полезны игры с мячом?

  • Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.
  • Развивают общую и мелкую моторику, скорость реакции.
  • Игры с мячом делают самые однообразные задания более интересными.
  • Использование мяча позволяет решать различные логопедические задачи.

Рекомендации по использованию мяча

  • На первых этапах лучше использовать мячи большого размера и только после того, как ребёнок научится ловко управлять мячом стоит переходить к упражнениям с мячами более маленького размера.
  • Используйте в работе разные мячи: резиновые, тканевые, массажные, сенсорные.
  • Совершайте с мячами разные действия: перекидывание, подбрасывание, отбивание, перекатывание.

Примеры логопедических игр с мячом

Игра “Один-много”

Игра “Один-много” направлена на развитие грамматического строя речи. Учитель-логопед бросает ребёнку мяч и называет любой предмет в единственном числе, задача ребёнка бросить мяч обратно, назвав это же слово, но во множественном числе.

Игра “Рассказ по цепочки”

В эту игру хорошо играть с группой детей. Дети садятся в круг и их задача передавать мяч друг другу и при параллельно сочинять историю, добавляя по слову или словосочетанию.

Эта игра способствует развитию связной речи ребёнка, лексико-грамматического строя речи, а также развивает воображение, память и внимание.

Игра “Делим слова на слоги”

Эта игра отлично развивает фонематическое восприятие (речевой слух). Логопед называет слова ребёнку, а его задача ударить мячом о пол столько раз, сколько слогов в слове. Начинать нужно с простых слов постепенно усложняя задачу.

Игра “Мяч и звуки”

Игра “Мяч и звуки” направлена на развитие фонематического слуха ребёнка. Здесь могут быть разные варианты игры. Например:

  • Логопед называет звуки, а задача ребёнка подкинуть мяч, если он услышит гласный звук.
  • Логопед называет звук и катит мяч ребёнку, задача ребёнка вернуть мяч обратно, назвав слово на этот звук.
  • Логопед называет слово, а задача ребёнка произвести действия с мячом в зависимости от того, где находится заданный звук. Например, если звук в начале слова, то мяч нужно подкинуть, если в середине слова, то мяч необходимо прокатить вокруг себя, если в конце, то кинуть логопеду.

Упражнение “Колючий ёжик”

Упражнение проводится с использованием массажного мячика. Логопед проговаривает слова и показывает действия с мячом, а задача ребёнка повторять.

Гладь мои ладошки , еж! 
Ты колючий, ну и что ж? 
Я хочу тебя погладить! 
Я хочу с тобой поладить! 

Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных “колючек”.

Заключение

В заключении хочется сказать, что применение мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают повысить интерес к логопедическим занятиям, развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ, развивают общую и мелкую моторику и ориентировку в пространстве.

Ирина АфанасьеваАвтор
Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить