
Ребёнок гораздо охотнее учится и воспринимает информацию в игре, поэтому работа учителя-логопеда, работающего с детьми дошкольного возраста, строится в игровой форме с применением различных вспомогательных материалов. В качестве таких материалов могут выступать: игрушки, камни марблс, песок и т.п. Сегодня в статье речь пойдёт о применении мяча в логопедической практике.
Чем полезны игры с мячом?
- Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.
- Развивают общую и мелкую моторику, скорость реакции.
- Игры с мячом делают самые однообразные задания более интересными.
- Использование мяча позволяет решать различные логопедические задачи.
Рекомендации по использованию мяча
- На первых этапах лучше использовать мячи большого размера и только после того, как ребёнок научится ловко управлять мячом стоит переходить к упражнениям с мячами более маленького размера.
- Используйте в работе разные мячи: резиновые, тканевые, массажные, сенсорные.
- Совершайте с мячами разные действия: перекидывание, подбрасывание, отбивание, перекатывание.
Примеры логопедических игр с мячом
Игра “Один-много”
Игра “Один-много” направлена на развитие грамматического строя речи. Учитель-логопед бросает ребёнку мяч и называет любой предмет в единственном числе, задача ребёнка бросить мяч обратно, назвав это же слово, но во множественном числе.
Игра “Рассказ по цепочки”
В эту игру хорошо играть с группой детей. Дети садятся в круг и их задача передавать мяч друг другу и при параллельно сочинять историю, добавляя по слову или словосочетанию.
Эта игра способствует развитию связной речи ребёнка, лексико-грамматического строя речи, а также развивает воображение, память и внимание.
Игра “Делим слова на слоги”
Эта игра отлично развивает фонематическое восприятие (речевой слух). Логопед называет слова ребёнку, а его задача ударить мячом о пол столько раз, сколько слогов в слове. Начинать нужно с простых слов постепенно усложняя задачу.
Игра “Мяч и звуки”
Игра “Мяч и звуки” направлена на развитие фонематического слуха ребёнка. Здесь могут быть разные варианты игры. Например:
- Логопед называет звуки, а задача ребёнка подкинуть мяч, если он услышит гласный звук.
- Логопед называет звук и катит мяч ребёнку, задача ребёнка вернуть мяч обратно, назвав слово на этот звук.
- Логопед называет слово, а задача ребёнка произвести действия с мячом в зависимости от того, где находится заданный звук. Например, если звук в начале слова, то мяч нужно подкинуть, если в середине слова, то мяч необходимо прокатить вокруг себя, если в конце, то кинуть логопеду.
Упражнение “Колючий ёжик”
Упражнение проводится с использованием массажного мячика. Логопед проговаривает слова и показывает действия с мячом, а задача ребёнка повторять.
Гладь мои ладошки , еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных “колючек”.
Заключение
В заключении хочется сказать, что применение мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают повысить интерес к логопедическим занятиям, развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ, развивают общую и мелкую моторику и ориентировку в пространстве.