Игры в песке вызывают большой интерес у детей именно поэтому многие специалисты детских садов применяют песок в коррекционной работе, организуя в пространстве своего кабинета мини-песочницы. Учитель-логопед не исключение. В этой статье мы хотим поделиться с вами играми и упражнения, которые можно использовать в коррекционной работе учителя-логопеда.
Упражнение “Что прячется в песке?”
Это упражнение может быть направлено на автоматизацию звука и/или на развитие фрагментарного дыхания. До начала занятия учитель-логопед прячет карточки в песок с изображением предметов в названии, которых есть автоматизируемый звук. Задача ребенка отыскать в песке эти картинки и назвать, что там изображено.
Очищать карточки от песка можно несколькими способами: можно использовать для этого кисточку, можно делать с помощью пальцев, а можно сдувать песок с карточки.
При включение дыхательных упражнений в работу с песком необходимо сначала ребёнка научить это правильно делать, а именно: набирать воздух через нос, не поднимая плечи, и надувая живот «шариком»; выдыхать медленно и плавно; старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

Упражнение “Помоги зайке”
Упражнение направлено на развитие фрагментарного дыхания. В качестве игровых атрибутов понадобится игрушечный зайка и лиса. Заяц размещается в одной части песочниц, а лиса в другой. Между ними учитель-логопед оставляет следы. Задача ребёнка спасти зайчика от лисы, т.е. “замести следы” с помощью дыхательного упражнения.
Упражнение “Спрячь ручки”
Упражнение “Спрячь ручки” направлено на развитие фонематического слуха и восприятия. Перед началом игры учитель-логопед говорит ребёнку какой звук в слове он должен услышать. Затем логопед называет слова и если в этом слове есть заданный звук, то ребёнок прячет руки в песок.
Упражнение “Строители”
Целью упражнения является научить ребёнка правильно употреблять в речи предлоги. Логопед предлагает ребёнку построить из кубиков город на песке. Затем просит расставить фигурки из киндер-сюрпризов. Инструкция от логопеда может быть следующей: “Бегемотик живёт в доме, который стоит между ёлкой и самым высоким домом”. Задача ребёнку найти бегемотику своё место.
Когда все персонажи расставлены логопед просит ребёнка назвать их адреса. В этом случае ребёнок уже сам называет местоположение игрушки, используя предлоги.

Артикуляционные упражнения с песком
Также песок можно использовать и при выполнении артикуляционной гимнастики. В качестве примера приведём несколько таких упражнений.
- Упражнение “Лошадка”. Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
- Упражнение “Качели”. Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
- Упражнение “Часики”. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
- Упражнение “Индюк”. Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
Заключение
В заключение хочется сказать, что применение песка не имеет никаких методических противопоказаний, но есть противопоказания, связанные со здоровьем.
Песок нельзя использовать в работе с детьми, имеющими заболевания лёгких (астма), аллергические реакции на пыть, кожные заболевания, а также порезы и заусенцы на руках.