Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков [Л], [Л’]

Одним из самых поздних звуков, которые начинает произносить ребенок, является сонорный звук [Л]. Практикующие логопеды знают, что поставить его произношение получается (у некоторых детей) только к 6 годам.

Существует ряд упражнений артикуляционной гимнастики для звуков [Л] и [Л’], которые могут в этом помочь. Однако, важно помнить правильную методику их выполнения, чтобы не ухудшить ситуацию с артикуляцией. Постановка звука [Л] может занять много времени, поэтому важно не торопиться и последовательно выполнять тренировки.

Правильная артикуляция звуков [Л], [Л’]

Звук [Л]

Правильная артикуляция звук Л
  • губы раскрыты, занимают нейтральное положение или же положение, необходимое для произнесения, предшествующего (последующего) звука
  • зубы разомкнуты
  • кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены (иногда с одной стороны, чаще с двух сторон), между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя, задняя часть спинки языка поднята к мягкому небу и несколько оттянута назад
  • форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть спинки подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены
  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость; голосовые связки напряжены, сближены, вибрируют, давая голос
  • воздушная струя при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук “Л” и называют боковым.

Звук [Л’]

Правильная артикуляция звук Ль

мягкий звук отличается по артикуляции от парного твердого следующим:

  • губы – растянуты в стороны, как при улыбке
  • кончик языка – поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого неба, что и дает смягчение
  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость
  • голосовые связки напряжены, сближены, вибрируют, давая голос
  • воздушная струя при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка

Упражнения

Ниже представлены упражнения артикуляционной гимнастики, которые помогут подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков [Л] и [Л’], и в целом – повысить подвижность губ и языка.

Заборчик

Цель: развивать круговые мышцы губ, развивать умение удерживать губы в улыбке.

Описание: Зубы сомкнуты, губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны.

Методические указания: удерживать губы в таком положении до 15 секунд или пока звучит стихотворение.

Упражнение заборчик

Накажем непослушный язычок

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки “пя-пя-пя…”. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 (10) или пока звучит стихотворение. 

Методические указания: следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

Упражнение накажем непослушный язычок

Блинчик

Цель: развитие мышц языка.

Описание: Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны.

Методические указания: удерживать под счет от до 15 секунд или пока  звучит стихотворение.

Упражнение блинчик

Остудим блинчик

Цель: развитие направленной воздушной струи.

Описание: улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф».

Методические указания: следить, чтобы щеки не надувались. Язычок испек блинок

Упражнение остудим блинчик

Иголочка

Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.

Описание: приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке, слегка высунуть узкий, наряженный язык изо рта.  Удерживать в таком положении под счёт до 10 или пока звучит стихотворение.

Методические рекомендации: следить, чтобы кончик языка не загибался.

Упражнение иголочка

Блинчик – Иголочка (чередование упражнений)

Цель: выработать умение четко переключать с одного движения языка на другое (узкий – широкий)

Описание: чередование положений языка: широкий – узкий.

Методические указания: упражнение выполняется ритмично под счет (сначала в медленном темпе), затем можно и под стихотворение.

Упражнение блинчик - иголочка

Почистим верхние зубки

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за верхними зубами, делая движения языком.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за верхними зубами влево – вправо.

Методические указания: нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Упражнение чистим верхние зубки

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] («Гудит пароход»).

Методические указания: следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Упражнение пароход гудит

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка,     необходимое при соединении звука [Л] с гласными [а], [ы], [о], [у].

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5 так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методическое указание: нижняя челюсть не должна двигаться, нижняя губа не должна «подсаживать» язык вверх.

Упражнение качели

Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот, улыбнуться. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот.

Методическое указание: следить, чтобы язык не сужался. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

Упражнение вкусное варенье

Поймай мышку за хвостик

Цель: выработка правильной артикуляции звука [Л].

Описание: губы в улыбке. Произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик) «а-алл».

Упражнение поймай мышку за хвостик

Индюк болтает

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и подвижности его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и  производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк “болбочет”).

Методические указания: следить, чтобы язык был широким и не сужался; чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону; язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Упражнение Индюк болтает

Маляр

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания:  губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Упражнение маляр

Катушка

Цель: развивать подвижность мышц спинки языка.

Описание: Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к   верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

Методические указания: выполнять упражнение 10-15 раз (начала большая катушка, затем маленькая) и использовать стихотворение.

Упражнение катушка

Заключение

И в заключении хотелось бы сказать о том, что, выполняя артикуляционную гимнастику, создавайте у ребенка положительное эмоциональное настроение.  Всегда помните, что для ребенка гимнастика для языка – это трудная работа: чередуйте динамические упражнения со статическими, давайте язычку отдохнуть. Занимаясь с ребенком, наберитесь терпения, далеко не все будет получаться сразу. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче!

Татьяна Кузнецова
Татьяна КузнецоваАвтор
Учитель-логопед, учитель-дефектолог высшей категории со стажем работы более 20 лет
Копилка учителя-логопеда ДОУ
игры / презентации / стендовая информация / и другие полезные материалы

Перейти в копилку

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить