Одним из самых поздних звуков, которые начинает произносить ребенок, является сонорный звук [Л]. Практикующие логопеды знают, что поставить его произношение получается (у некоторых детей) только к 6 годам.
Существует ряд упражнений артикуляционной гимнастики для звуков [Л] и [Л’], которые могут в этом помочь. Однако, важно помнить правильную методику их выполнения, чтобы не ухудшить ситуацию с артикуляцией. Постановка звука [Л] может занять много времени, поэтому важно не торопиться и последовательно выполнять тренировки.
Правильная артикуляция звуков [Л], [Л’]
Звук [Л]

- губы раскрыты, занимают нейтральное положение или же положение, необходимое для произнесения, предшествующего (последующего) звука
- зубы разомкнуты
- кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены (иногда с одной стороны, чаще с двух сторон), между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя, задняя часть спинки языка поднята к мягкому небу и несколько оттянута назад
- форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть спинки подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены
- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость; голосовые связки напряжены, сближены, вибрируют, давая голос
- воздушная струя при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук “Л” и называют боковым.
Звук [Л’]

мягкий звук отличается по артикуляции от парного твердого следующим:
- губы – растянуты в стороны, как при улыбке
- кончик языка – поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого неба, что и дает смягчение
- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость
- голосовые связки напряжены, сближены, вибрируют, давая голос
- воздушная струя при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка
Упражнения
Ниже представлены упражнения артикуляционной гимнастики, которые помогут подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков [Л] и [Л’], и в целом – повысить подвижность губ и языка.
Заборчик
Цель: развивать круговые мышцы губ, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Описание: Зубы сомкнуты, губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны.
Методические указания: удерживать губы в таком положении до 15 секунд или пока звучит стихотворение.

Накажем непослушный язычок
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки “пя-пя-пя…”. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 (10) или пока звучит стихотворение.
Методические указания: следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

Блинчик
Цель: развитие мышц языка.
Описание: Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны.
Методические указания: удерживать под счет от до 15 секунд или пока звучит стихотворение.

Остудим блинчик
Цель: развитие направленной воздушной струи.
Описание: улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф».
Методические указания: следить, чтобы щеки не надувались. Язычок испек блинок

Иголочка
Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.
Описание: приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке, слегка высунуть узкий, наряженный язык изо рта. Удерживать в таком положении под счёт до 10 или пока звучит стихотворение.
Методические рекомендации: следить, чтобы кончик языка не загибался.

Блинчик – Иголочка (чередование упражнений)
Цель: выработать умение четко переключать с одного движения языка на другое (узкий – широкий)
Описание: чередование положений языка: широкий – узкий.
Методические указания: упражнение выполняется ритмично под счет (сначала в медленном темпе), затем можно и под стихотворение.

Почистим верхние зубки
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за верхними зубами, делая движения языком.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за верхними зубами влево – вправо.
Методические указания: нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Пароход гудит
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] («Гудит пароход»).
Методические указания: следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Качели
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [Л] с гласными [а], [ы], [о], [у].
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5 так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Методическое указание: нижняя челюсть не должна двигаться, нижняя губа не должна «подсаживать» язык вверх.

Вкусное варенье
Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание: слегка приоткрыть рот, улыбнуться. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот.
Методическое указание: следить, чтобы язык не сужался. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

Поймай мышку за хвостик
Цель: выработка правильной артикуляции звука [Л].
Описание: губы в улыбке. Произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик) «а-алл».

Индюк болтает
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и подвижности его передней части.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк “болбочет”).
Методические указания: следить, чтобы язык был широким и не сужался; чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону; язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Маляр
Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания: губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Катушка
Цель: развивать подвижность мышц спинки языка.
Описание: Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.
Методические указания: выполнять упражнение 10-15 раз (начала большая катушка, затем маленькая) и использовать стихотворение.

Заключение
И в заключении хотелось бы сказать о том, что, выполняя артикуляционную гимнастику, создавайте у ребенка положительное эмоциональное настроение. Всегда помните, что для ребенка гимнастика для языка – это трудная работа: чередуйте динамические упражнения со статическими, давайте язычку отдохнуть. Занимаясь с ребенком, наберитесь терпения, далеко не все будет получаться сразу. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче!