Здравствуйте, уважаемые коллеги. В этой статье мы поговорим об артикуляционной гимнастике для сонорных звуков [Р], [Р’] и рассмотрим упражнения, которые помогут в постановке этих звуков. И конечно, сначала вспомним, какое положение принимают органы артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [Р] и [Р’].
Правильная артикуляция звуков Р, Р’

Звук [Р]
- губы полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения, предшествующего (последующего) звука
- зубы разомкнуты
- широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, язык напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам
- мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость
- голосовые связки напряжены, сближены, вибрируют, давая голос
- воздушная струя при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его
Звук [Р’]
мягкий звук [Р’] отличается по артикуляции от парного твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к небу и некоторым продвижением его вперед.
Упражнения
Целью проведения артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные.
Все мы с вами знаем, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, поэтому большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. А если упражнения сопровождаются еще и занимательными стихами, то ребенку интереснее выполнять их, тем самым повышается уровень эффективности выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.
На подготовительном этапе работы можно рекомендовать следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
Чистим зубки (другое название «Чьи зубки чище?»)
Цель: укрепить мышцы языка, улучшить его подвижность и подъем вверх
Краткое описание: кончиком языка «чистим» верхние зубки, направляя язык из стороны в сторону, рот при этом открыт, а губы находятся в улыбке
Методические указания:
- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны
- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов
- Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык

Маляр
Цель: укрепить мышцы языка, улучшить его подвижность и подъем вверх
Краткое описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания:
- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
- Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Футбол (другое название «Кто дальше загонит мяч?»)
Цель: вырабатывать плавную, длительную и непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Краткое описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания:
- Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы
- Нельзя надувать щеки
- Следить, чтобы дети произносили звук [Ф], а не звук [Х], т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Лошадка
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Краткое описание: улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами)
Методические указания:
- Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее
- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык
- Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению
- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребёнок щелкал языком, а не чмокал
![Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков [Р], [Р']](https://ped2.ru/wp-content/uploads/2022/02/Uprazhnenie-loshadka.jpg)
Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.
Краткое описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону
Методические указания:
- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем)
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта
- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу

Индюк (другое название «Индюк болтает»)
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и подвижности его передней части
Краткое описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк «болбочет»)
Методические указания:
- Следить, чтобы язык был широким и не сужался
- Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону
- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд

Барабанщики
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Краткое описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «Д»: «Д-Д-Д». Сначала звук [Д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
Методические указания:
- Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык
- Следить, чтобы звук [Д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим
- Кончик языка не должен подворачиваться
- Звук [Д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднеси ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнение она будет отклоняться
![Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков [Р], [Р']](https://ped2.ru/wp-content/uploads/2022/02/Uprazhnenie-baraban.jpg)
Грибок
Цель: выработать подъем языка, растягивая подъязычную уздечку.
Краткое описание: улыбнуться, приоткрыть рот и, прижав (прикрепить) широкий язык всей плоскостью к небу, открыть рот пошире.
Методические указания: следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы.
![Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков [Р], [Р']](https://ped2.ru/wp-content/uploads/2022/02/Uprazhnenie-gribok.jpg)
Гармошка
Цель: укреплять мышцы кончика языка, растягивая подъязычную связку, закреплять умение подъема языка.
Краткое описание: Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
Методические указания:
- Улыбнуться, приоткрыть рот
- Присосать язык к небу
- Не отпуская язык, закрывать и открывать рот
Выполнять это упражнение можно после того, как у ребенка получится упражнение «Грибок».

Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений
Использование этих рекомендаций сделает процесс выполнения упражнений интересным и повысит уровень эффективности их выполнения.
- Выполнять упражнение перед зеркалом
- Использовать наглядный образ (картинку)
- Сопровождать выполнение упражнения стихами
- Использовать игровые приёмы
Заключение
Приведенные выше упражнения артикуляционной гимнастики помогут ребенку развить подвижность, ловкость языка, необходимых для произнесения звуков [Р] и [Р’]. Картинки и стихи сделают процесс развития артикуляционной моторики более увлекательным, интересным и более эмоциональным. А ребенок, играя и не заметит, что его учат.