Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Один из частых случаев нарушения звукопроизношения у дошкольников – это недостаток произношения шипящих звуков (к группе шипящих звуков относятся: «Ш», «Ж», «Ч», «Щ»). Как же помочь ребёнку научиться «шипеть» и «жужжать»?

Для того, чтобы детская речь была правильной и понятной не только родителям ребенка или логопеду, а и другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата.

Как же тренировать мышцы артикуляционного аппарата? Конечно выполняя специальную артикуляционную гимнастику на шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ.

Правильная артикуляция звуков Ш, Ж, Ч, Щ

Звуки [Ш], [Ж]

  • губы округлены и выдвинуты вперед;
  • зубы сомкнуты, либо сближены;
  • кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат;
  • боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
  • теплая воздушная струя выдыхается по середине языка;
  • звук «Ш» произносится без голоса — глухой;
  • звук «Ж» произносится с голосом — звонкий.

Звуки [Ч], [Щ]

  • при произнесении звука «Ч» губы выдвинуты и округлены;
  • расстояние между зубами 1–2 мм;
  • звук начинается от смычного элемента, как при произнесении «Ть»;
  • кончик языка опущен и касается нижних резцов;
  • передняя часть языка прижата к верхним резцам или альвеолам, средняя часть выгнута по направлению к твердому небу. Звук заканчивается щелевым элементом, который звучит кратко.
  • при произнесении звука «Щ» губы вытянуты вперед и округлены;
  • кончик языка поднят до уровня верхних зубов;
  • передняя часть языка несколько прогибается, средняя часть приподнимается к твердому небу, задняя часть опущена и продвинута вперед. Струя выдыхаемого воздуха сильная.
  • звук «Щ» произносится более мягко и удлиненно, чем «Ш», при этом боковые края языка плотнее прижаты к верхним зубам.
  • Важно помнить, к работе над звуками «Ч» и «Щ» необходимо приступать, если отработаны звуки «Ш» и «Ж». Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для группы шипящих звуков, а также упражнения на развитие дыхания.

Упражнения

Заборчик – Дудочка (чередование упражнений)

Цель: развитие подвижности губ.

Описание: Поставить верхние зубы на нижние. Растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд.

Методические указания: выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Упражнение дудочка заборчик

Кружок

Цель: выработать движения языка по кругу.
Описание. Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую) сторону.

Методические указания: обратите внимание! Можно очертить кружок, проведя пальцем снаружи по ходу движения языка.

Почистим нижние зубки

Цель: разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Описание: Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за верхними зубами влево – вправо, нижняя челюсть не двигается.

Методические указания: зубы можно чистить и снаружи, и внутри.

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Чашечка

Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении, прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам.

Описание: Рот широко раскрыть. Широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края прикасаются к верхним коренным зубам.

Методические указания: удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10 (выполнять 3—4 раза) или пока звучит стихотворение.

Упражнение чашечка

Не разбей чашечку

Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении и двигать им вперед – назад.

Описание: Придать языку форму «Чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «Чашечки».

Методические указания: удерживать в каждой фазе язык по 3-5 секунд.

Упражнение не разбей чашечку

Бантик

Цель: умение удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание: Губы в улыбке; Рот широко открыт; Кончик языка загнут за верхние зубы.

Методические указания: удерживать до 10 секунд или пока звучит стихотворение.

Упражнение бантик

Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

Методические указания: движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

Упражнение вкусное варенье

Ступеньки

Цель: вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх с чередованием поз.

Описание: Чередование: «Чашечки» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами.

Методические указания: в каждой позе держим язык по 3-5 секунд.

Упражнение ступеньки

Фокус

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: Улыбнуться; Приоткрыть рот; Положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания: следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной; боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Поднять язык в положение «Чашечка» и плавно подуть на кончик носа.

Упражнение фокус

Кто дальше загонит мяч?

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: Улыбнуться; Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания: нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы; нельзя надувать щеки; следить, чтобы ребенок произносили звук «Ф», а не звук «Х», т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Упражнение футбол

Парашютики

Цель: вырабатывать направленную воздушную струю.

Описание: Улыбнуться; Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук «Ф» сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони.

Упражнение парашютики

Заключение

И в заключении хотелось бы сказать, предлагая ребенку артикуляционные и дыхательные упражнения, обыгрывайте их. Ведь игра вовлекает ребенка, и он, играя – обучается.

Татьяна Кузнецова
Татьяна КузнецоваАвтор
Учитель-логопед, учитель-дефектолог высшей категории со стажем работы более 20 лет
Копилка учителя-логопеда ДОУ
игры / презентации / стендовая информация / и другие полезные материалы

Перейти в копилку

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить