Как правило, ели ребенок не произносит звук [С], то у него нарушено и звукопроизношение других свистящих звуков (к свистящим звукам относятся звуки [С], [З], [Ц] и мягкий вариант звуков – [С’], [З’]).
Одной из причин неправильного произношения звуков является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому для правильного произношения нужна «особая зарядка» – артикуляционная гимнастика на свистящие звуки [С], [С’] [З], [З’], [Ц].
Обычно в комплекс артикуляционной гимнастики объединяются упражнения, которые готовят органы артикуляции (язык, губы, щеки, мягкое небо) для определенной группы звуков, а также вырабатывают правильную воздушную струю.
Правильная артикуляция звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц]
Для того, чтоб устранить дефекты произношения звуков [С], [С’] [З], [З’], [Ц] необходимо знать артикуляционный уклад этих звуков в норме.
Звук [С]
- губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
- между резцами небольшая щель;
- кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
- передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
- язык находится в положении «горка»;
- боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
- передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
- мягкое нёбо поднято ([С] — ротовой звук);
- голосовые складки разомкнуты ([С] – глухой звук).
Звук [С’]
- средняя часть спинки языка больше приподнята вверх;
- желобок разрушается;
- передняя часть спинки языка более выгнута.
Звук [З]
Артикуляция звука [З] такая же, как звука [С]. Единственное отличие то, что звук «З» звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).
Звук [З’]
Артикуляция звука [З’] такая же, как звука [С’]. Единственное отличие то, что звук [З’] звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).
Звук [Ц]
- губы слегка напряжены и растянуты;
- между резцами небольшая щель;
- кончик языка прижат к нижним резцам;
- в первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твердого неба;
- во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с небом;
- средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена;
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- мягкое небо поднято ([Ц] — ротовой звук);
- голосовые складки разомкнуты ([Ц] – глухой звук).
Упражнения
Постановка свистящих звуков предполагает сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Для произношения этих звуков необходимы точные движения языка, в которых участвуют кончик, спинка и боковые края языка. Важны точные движения нижней челюсти, губ, а также формирование правильной воздушной струи (она должна двигаться посередине языка и быть достаточно сильной). Для этого проводится специальный комплекс артикуляционных и дыхательных упражнений. Вот некоторые из них.
Лягушки улыбаются
Цель: выработать умение делать оскал зубов, необходимый для произнесения звука [С].
Описание: Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Заборчик
Цель: развитие мышц губ, при произнесении звука.
Описание: Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как «заборчик»
Методические указания: в слух (про себя) говорить: «И». Удерживать так под счет от 5 до 10 секунд или пока звучит стихотворение.

Дудочка (“Трубочка”)
Цель: развитие мышц губ при произнесении звука.
Описание: Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10 секунд или пока звучит стихотворение. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Заборчик – Дудочка (Чередование упражнений)
Цель: развитие подвижности губ.
Описание: Поставить верхние зубы на нижние. Растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд.
Методические указания: выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Окошко
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Описание: Из положения «Забор» медленно открывать рот.
Методические указания: зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5 или пока звучит стихотворение.

Киска сердится
Цель: научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесения свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы (с внутренней стороны). На счет «раз» – выгнуть язык горкой («как киска выгибает спинку, когда сердится»), упираясь в нижние зубы. На счет «два» – вернуться в исходное положение.
Методические указания: выполнять упражнение до 8 раз, сначала под счет, потом можно выполнять упражнения под стихотворение.

Горка
Цель: научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесения свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончик языка упирается под нижние зубы. Широкий язык приподнять «горкой».
Методические указания: удерживать язык 5-10 секунд или пока звучит стихотворение.

Лопаточка
Цель: расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным.
Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек или пока звучит стихотворение.
Методические указания: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения.

Блинчик
Цель: развитие мышц языка.
Описание: Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны.
Методические указания: удерживать под счет от 10 до 15 секунд или пока звучит стихотворение.

Остудим блинчик
Цель: развитие направленной воздушной струи.
Описание: Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф».
Методические указания: следить, чтобы ребенок не надувал щеки.

Почистим нижние зубки
Цель: разрабатывать подвижность языка в нижнем положении.
Описание: Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево – вправо, нижняя челюсть не двигается.
Методические указания: зубы можно чистить и снаружи, и внутри.

Наказать непослушный язычок
Цель: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Описание: Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 (10).
Методические указания: похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.

Мостик
Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков.
Описание: Кончик языка упирается в нижние резцы. Улыбнуться, приоткрыть рот показать верхние и нижние зубы. Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.
Методическое указание: кончик языка упирается в нижние резцы.

Забить гол
Цель: выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка.
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф. Сдуть ватный шарик на противоположный край стола.
Методические указания: нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил «Ф», а не «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Холодный ветер
Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка.
Описание: Максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Расположить язык за нижними резцами, затем подуть на язык.
Методические указания: рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3—4 раза.

Заключение
Выполняйте эти упражнения ежедневно по 5-7 минут в день перед зеркалом. Не забывайте хвалить своего малыша, а он в сою очередь, будет радовать Вас своим хорошим произношением.