Артикуляционная гимнастика на свистящие звуки [С], [С’], [З[, [З’], [Ц]

Как правило, ели ребенок не произносит звук [С], то у него нарушено и звукопроизношение других свистящих звуков (к свистящим звукам относятся звуки [С], [З], [Ц] и мягкий вариант звуков – [С’], [З’]).

Одной из причин неправильного произношения звуков является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому для правильного произношения нужна «особая зарядка» – артикуляционная гимнастика на свистящие звуки [С], [С’] [З], [З’], [Ц].

Обычно в комплекс артикуляционной гимнастики объединяются упражнения, которые готовят органы артикуляции (язык, губы, щеки, мягкое небо) для определенной группы звуков, а также вырабатывают правильную воздушную струю.

Правильная артикуляция звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц]

Для того, чтоб устранить дефекты произношения звуков [С], [С’] [З], [З’], [Ц] необходимо знать артикуляционный уклад этих звуков в норме.

Звук [С]

  • губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
  • передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
  • язык находится в положении «горка»;
  • боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
  • передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
  • мягкое нёбо поднято ([С] — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты ([С] – глухой звук).

Звук [С’]

  • средняя часть спинки языка больше приподнята вверх;
  • желобок разрушается;
  • передняя часть спинки языка более выгнута.

Звук [З]

Артикуляция звука [З] такая же, как звука [С]. Единственное отличие то, что звук «З» звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук [З’]

Артикуляция звука [З’] такая же, как звука [С’]. Единственное отличие то, что звук [З’] звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук [Ц]

  • губы слегка напряжены и растянуты;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка прижат к нижним резцам;
  • в первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твердого неба;
  • во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с небом;
  • средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • мягкое небо поднято ([Ц] — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты ([Ц] – глухой звук).

Упражнения

Постановка свистящих звуков предполагает сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Для произношения этих звуков необходимы точные движения языка, в которых участвуют кончик, спинка и боковые края языка. Важны точные движения нижней челюсти, губ, а также формирование правильной воздушной струи (она должна двигаться посередине языка и быть достаточно сильной). Для этого проводится специальный комплекс артикуляционных и дыхательных упражнений. Вот некоторые из них.

Лягушки улыбаются

Цель: выработать умение делать оскал зубов, необходимый для произнесения звука [С].

Описание: Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнение лягушки улыбаются

Заборчик

Цель: развитие мышц губ, при произнесении звука.

Описание: Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как «заборчик»

Методические указания: в слух (про себя) говорить: «И». Удерживать так под счет от 5 до 10 секунд или пока звучит стихотворение.

Упражнение заборчик

Дудочка (“Трубочка”)

Цель: развитие мышц губ при произнесении звука.

Описание: Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10 секунд или пока звучит стихотворение. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Упражнение дудочка

Заборчик – Дудочка (Чередование упражнений)

Цель: развитие подвижности губ.

Описание: Поставить верхние зубы на нижние. Растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд.

Методические указания: выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Упражнения забор и дудочка

Окошко

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Описание: Из положения «Забор» медленно открывать рот.

Методические указания: зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5 или пока звучит стихотворение.

Упражнение окошко

Киска сердится

Цель: научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесения свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы (с внутренней стороны). На счет «раз» – выгнуть язык горкой («как киска выгибает спинку, когда сердится»), упираясь в нижние зубы. На счет «два» – вернуться в исходное положение.

Методические указания: выполнять упражнение до 8 раз, сначала под счет, потом можно выполнять упражнения под стихотворение.

Упражнение кошка злится

Горка

Цель: научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесения свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончик языка упирается под нижние зубы. Широкий язык приподнять «горкой».

Методические указания: удерживать язык 5-10 секунд или пока звучит стихотворение.

Упражнение горка

Лопаточка

Цель: расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным.

Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек или пока звучит стихотворение.

Методические указания: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения.

Упражнение лопаточка

Блинчик

Цель: развитие мышц языка.

Описание: Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны.

Методические указания: удерживать под счет от 10 до 15 секунд или пока звучит стихотворение.

Упражнение блинчик

Остудим блинчик

Цель: развитие направленной воздушной струи.

Описание: Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф».

Методические указания: следить, чтобы ребенок не надувал щеки.

Упражнение остудим блинчик

Почистим нижние зубки

Цель: разрабатывать подвижность языка в нижнем положении.

Описание: Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево – вправо, нижняя челюсть не двигается.

Методические указания: зубы можно чистить и снаружи, и внутри.

Упражнение чистим нижние зубки

Наказать непослушный язычок

Цель: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Описание: Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 (10).

Методические указания: похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.

Упражнение наказать непослушный язычок

Мостик

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков.

Описание: Кончик языка упирается в нижние резцы. Улыбнуться, приоткрыть рот показать верхние и нижние зубы. Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

Методическое указание: кончик языка упирается в нижние резцы.

Упражнение мостик

Забить гол

Цель: выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка.

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф. Сдуть ватный шарик на противоположный край стола.

Методические указания: нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил «Ф», а не «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Упражнение забить гол

Холодный ветер

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка.

Описание: Максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Расположить язык за нижними резцами, затем подуть на язык.

Методические указания: рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3—4 раза.

Упражнение ветерок

Заключение

Выполняйте эти упражнения ежедневно по 5-7 минут в день перед зеркалом. Не забывайте хвалить своего малыша, а он в сою очередь, будет радовать Вас своим хорошим произношением.

Татьяна Кузнецова
Татьяна КузнецоваАвтор
Учитель-логопед, учитель-дефектолог высшей категории со стажем работы более 20 лет
Копилка учителя-логопеда ДОУ
игры / презентации / стендовая информация / и другие полезные материалы

Перейти в копилку

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить