Артикуляционная гимнастика с песком в работе учителя-логопеда

Артикуляционная гимнастика с песком в работе учителя-логопеда

В своей практике, я довольно часто, встречаю детей, испытывающих затруднения в работе перед зеркалом. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. А некоторые, вообще не желают перед зеркалом делать артикуляционную гимнастику и при этом еще проявляют негативизм.

С такими детьми я пробовала разные направления логопедической работы, но наиболее эффективным оказалась песочная терапия. Ребенок, погружая свои руки в песок, испытывает положительные эмоции, проявляет заинтересованность и играя, обучается.

Упражнения артикуляционной гимнастики с песком

В начале предложите ребенку потрогать песочек, расскажите ему о свойствах песка. Это создаст у ребенка дополнительный интерес к занятию, а также обогатится его словарный запас, знания и представления об окружающем мире.

Приступая к артикуляционной гимнастике, сначала объясните, а затем покажите ребенку, как нужно выполнить то или иное упражнение.

Упражнение «Табунок»

Описание: учитель-логопед рассказывает стихотворение и одновременно с ребенком выполняет движения пальцами рук и языком.

Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни. (Показать ладони, повертеть ими)
Я в песок их опущу,
В табунок их превращу.

(щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, продвигать руки вперед, передвигая пальцами)

Во время звукоподражания-цоканья улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка. Рот при этом открыт. Язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Упражнение «Лошадка делает зарядку»

Игровая ситуация: помоги лошадке выполнить «зарядку».

Описание: предложите ребенку щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку». Перед выполнением упражнения учитель-логопед может рассказать ребенку стихотворение:

«Ты куда спешишь, лошадка?»-
«У меня с утра зарядка!
Тороплюсь я в чисто поле,
Чтобы там побегать вволю!»

Упражнение «Качели»

Описание: рассказывая ребенку стихотворение предложите ему языком ритмично двигать вверх-вниз, а указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

Упражнение «Индюки»

Описание: рассказывая ребенку стихотворение предложите ему изобразить, как «болтает индюк».  Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по песку.

По песку индюк ходил
бл-бл-бл»
Хвост, как веер, распустил.
«бл-бл-бл»
Вот какой красивый я,
«бл-бл-бл»
Полюбуйтесь на меня!

Упражнение «Маятник»

Описание: языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку. Перед выполнением упражнения учитель-логопед может рассказать ребенку стихотворение:

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»

Упражнение «Месим тесто»

Описание: губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «пя-пя-пя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Упражнение «Белочка»

Игровая ситуация: помоги белочке собрать орехи.

Описание: предложите ребенку одновременно «прыгать» пальчиками правой руки по песку и языком упираясь в правую щеку делать «орешек». Затем «прыгать» левой рукой по песку и языком упираясь в левую щеку делать «орешек». Перед выполнением упражнения учитель-логопед может рассказать ребенку стихотворение:

Маленькая белочка,
По песочку прыгает и скачет,
Орешки ищет и в дупло прячет.

И в заключении хотелось отметить, что использование песочной терапии положительно влияет на развитие артикуляционного аппарату у ребенка, а занятие превращается в увлекательную игру!

Татьяна Кузнецова
Татьяна КузнецоваАвтор
Учитель-логопед, учитель-дефектолог высшей категории со стажем работы более 20 лет
Копилка учителя-логопеда ДОУ
игры / презентации / стендовая информация / и другие полезные материалы

Перейти в копилку

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить