
В своей практике, я довольно часто, встречаю детей, испытывающих затруднения в работе перед зеркалом. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. А некоторые, вообще не желают перед зеркалом делать артикуляционную гимнастику и при этом еще проявляют негативизм.
С такими детьми я пробовала разные направления логопедической работы, но наиболее эффективным оказалась песочная терапия. Ребенок, погружая свои руки в песок, испытывает положительные эмоции, проявляет заинтересованность и играя, обучается.
Упражнения артикуляционной гимнастики с песком
В начале предложите ребенку потрогать песочек, расскажите ему о свойствах песка. Это создаст у ребенка дополнительный интерес к занятию, а также обогатится его словарный запас, знания и представления об окружающем мире.
Приступая к артикуляционной гимнастике, сначала объясните, а затем покажите ребенку, как нужно выполнить то или иное упражнение.
Упражнение «Табунок»
Описание: учитель-логопед рассказывает стихотворение и одновременно с ребенком выполняет движения пальцами рук и языком.
Вот помощники мои, Их, как хочешь поверни. (Показать ладони, повертеть ими) Я в песок их опущу, В табунок их превращу.
(щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, продвигать руки вперед, передвигая пальцами)
Во время звукоподражания-цоканья улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка. Рот при этом открыт. Язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Упражнение «Лошадка делает зарядку»
Игровая ситуация: помоги лошадке выполнить «зарядку».
Описание: предложите ребенку щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку». Перед выполнением упражнения учитель-логопед может рассказать ребенку стихотворение:
«Ты куда спешишь, лошадка?»- «У меня с утра зарядка! Тороплюсь я в чисто поле, Чтобы там побегать вволю!»
Упражнение «Качели»
Описание: рассказывая ребенку стихотворение предложите ему языком ритмично двигать вверх-вниз, а указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
А сейчас качели вверх Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полёт И никто не отстаёт.
Упражнение «Индюки»
Описание: рассказывая ребенку стихотворение предложите ему изобразить, как «болтает индюк». Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по песку.
По песку индюк ходил бл-бл-бл» Хвост, как веер, распустил. «бл-бл-бл» Вот какой красивый я, «бл-бл-бл» Полюбуйтесь на меня!
Упражнение «Маятник»
Описание: языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку. Перед выполнением упражнения учитель-логопед может рассказать ребенку стихотворение:
Маятник туда, сюда Делает вот так: «Раз – два»
Упражнение «Месим тесто»
Описание: губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «пя-пя-пя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
Упражнение «Белочка»
Игровая ситуация: помоги белочке собрать орехи.
Описание: предложите ребенку одновременно «прыгать» пальчиками правой руки по песку и языком упираясь в правую щеку делать «орешек». Затем «прыгать» левой рукой по песку и языком упираясь в левую щеку делать «орешек». Перед выполнением упражнения учитель-логопед может рассказать ребенку стихотворение:
Маленькая белочка, По песочку прыгает и скачет, Орешки ищет и в дупло прячет.
И в заключении хотелось отметить, что использование песочной терапии положительно влияет на развитие артикуляционного аппарату у ребенка, а занятие превращается в увлекательную игру!