В копилке каждого специалиста имеются методы и приемами обучения, которые хорошо себя зарекомендовали в логопедической практике. Но учитель-логопед – это творческая профессия и мы всегда ищем и стараемся применить на практике наряду с традиционными приемами обучения – современные, нетрадиционные, интересные, как педагогу, так и детям. Применение камней марблс в работе логопеда становятся настоящей находкой. Ребенок, играя с шариками и камешками, незаметно для себя, с одной стороны, обогащает свой сенсорный опыт, с другой – развивает речевые навыки.

Чему способствую игры с камнями марблс в логопедической практике
- развитию умения входить в игровую ситуацию, действовать спонтанно и по заранее намеченному плану;
- обогащению и совершенствованию словаря по изучаемым лексическим темам;
- закреплению навыков грамматически правильной речи;
- развитию диалогической формы речи;
- коррекции звукопроизношения;
- дифференциации звуков;
- развитию навыков слогового анализа слов;
- совершенствованию навыка звукового анализа слов.
Игры с камнями марблс
Игровое упражнение «Ушки на макушке»
Цель: развитие фонематических представлений, совершенствование навыка звукового анализа слов.
Описание: педагог произносит звуки, а ребенок подбирает нужный камешек. Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука: красный – для гласных; синий – для твёрдых согласных; зелёный – для мягких согласных. Перед выполнением упражнения учитель-логопед рассказывает ребенку стихотворение.
Ты про звук нам расскажи, нужный камешек подбери. Я на камень погляжу, все про звук вам расскажу.
Массаж кистей рук и пальцев
Цель: развитие тонкой моторики и ловкости.
Описание: учитель-логопед предлагает ребенку взять в руки шарик «Марблс» и выполнить самомассаж кистей рук:
Этот шарик не простой, Он стеклянный, вот какой! Меж ладошками кладём, Им ладошки разотрём. Вверх и вниз его катаем, Свои ручки развиваем!
Упражнение «Составь схему слова»
Цель: совершенствование навыка звукового анализа слов.
Описание: учитель-логопед предлагает детям составить схемы слов, используя цветные камешки в качестве символов звуков: (красный – гласных; синий – твердый согласных; зелёный – мягкий согласный).
Игра «Спрячь в ладошке»
Цель: развитие фонематического слуха.
Описание: учитель-логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выбирает камешек нужного цвета (синий – для твёрдых согласных; зелёный – для мягких согласных) и прячет его в ладошке, когда услышит звук «Р» или звук «Р’» среди других звуков, слогов и слов.
Игра «Прокати шарик»
Цель: обучение правильному изолированному произношению звука.
Описание: ребенку предлагается прокатить шарик по желобку. Пока он катиться, длительно произнести звук (над которым в данный момент идет работа).
Игра «Клад»
Цель: развитие фонематических представлений.
Описание: учитель-логопед закапывает в песке камешки зеленого, синего и красного цвета (в соответствии с характеристикой звука: красный – для гласных; синий – для твёрдых согласных; зелёный – для мягких согласных). Ребенок достает камешек и называет слова на заданный звук.
Игра «Внимательные ушки»
Цель: развитие фонематических представлений.
Описание: учитель-логопед произносит ряд слов, например, на тему «Одежда», а ребенок выкладывает шарики «Марблс» столько, сколько раз в ряду слов встретится, например, звук «С» (или тот звук, над которым идет в данный момент работа).
Игра «Будь внимательным»
Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов.
Описание: педагог дает ребенку картинки на заданную тему, например, «Овощи» и просит назвать их. Затем ребенок проговаривает каждое название и выкладывает столько шариков «Марблс», сколько слогов в слове.
Игра «Подбери картинки»
Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов.
Описание: учитель-логопед предлагает ребенку несколько картинок с изображением, например, комнатных растений и слоговые схемы (выложенные с использованием камешков»: два камешка – слова с двумя слогами, три – слова с тремя слогами). Ребенок выбирает картинки, названия которых делятся на два слога, и кладет их изображения под первую схему, затем выбирает картинки, названия которых делятся на три слога и кладет под вторую схему.
Использование такого доступного и привлекательного пособия, как шарики «Марблс» и камешки кабошоны, помогут Вам, играя – развивать речь детей.