Организация индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения являются индивидуальные, подгрупповые занятия и занятия в малых группах.

Преобладающей формой коррекционной работы в логопункте ДОУ являются индивидуальные занятия, т.к. использование этой формы работы позволяет успешно устанавливать контакт и понимание между логопедом и ребёнком. Продолжительность и частота индивидуальных занятий определяется специалистом и зависит от степени тяжести нарушений артикуляционного аппарата и отставания в речевом развитии. Обычно индивидуальные занятия длятся не более 20 минут и проводятся дважды в неделю.

Основной целью индивидуального занятия является: подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.

Организация индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми

Задачи индивидуального занятия

Образовательные задачиФормирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по лексической теме (это может быть «Игрушки», «Осень», «Обувь» и т.д.)
Коррекционные задачиРазвитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ
Воспитательные задачиКоррекция личности ребёнка в целом.

Ниже, хочу Вам, уважаемые коллеги, представить структуру индивидуального занятия.

Структура индивидуального занятия на этапе постановки звуков

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная зарядка: общие артикуляционные упражнения, специальные артикуляционные упражнения, упражнения на развитие силы голоса и выдоха.
  3. Объявление темы занятия ребёнку.
  4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).
  5. Анализ артикуляции по плану: положение губ, положение зубов, положение языка (кончика, спинки, корня), участие голосовых складок, характер выдыхаемой струи.
  6. Закрепление изолированного звука: проговаривание, игры на звукоподражание.
  7. Развитие фонематического слуха: опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённым по артикуляционным и акустическим характеристикам, в слогах с учётом выше указанных рекомендаций, в словах, в предложениях, в тексте.
  8. Закрепление произнесения звука в словах.
  9. Домашнее задание.
  10. Итог занятия: повторение какой звук отрабатывался на занятии, анализ основных положений артикуляции изучаемого звука,заключительное проговаривание.
  11. Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.

И в заключении, хотелось бы отметить, что при подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка нужно поддерживать стойкий положительный эмоциональный на­строй, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интерес­ную игру.

Татьяна Кузнецова
Татьяна КузнецоваАвтор
Учитель-логопед, учитель-дефектолог высшей категории со стажем работы более 20 лет
Свидетельство о публикация в СМИ
Бесплатные свидетельства о публикации в СМИ и другие сертификаты для портфолио педагога

Подробнее

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить