Взаимодействие логопеда с родителями является очень важным направлением. Работая в детском саду более 20 лет, могу сказать, что, чем активнее родители сотрудничают с учителем-логопедом, старательнее выполняют его рекомендации, тем лучше результаты у ребенка, несмотря на сложность его речевого диагноза. В этой статье мы поговорим о том, как сделать родителей активными участниками и помощниками коррекционно-образовательного процесса.
Направления совместной деятельности
- установление партнёрских отношений и создание атмосферы взаимоподдержки;
- формирование мотивированного отношения родителей к коррекционной деятельности;
- подбор и реализация различных вариативных форм взаимодействия;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- оказание практической помощи родителям, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;
- обучение родителей конкретным приемам логопедической работы
Этапы и формы взаимодействия
За годы сотрудничества с семьей ребенка у меня сложилась система работы, которую условно можно разделить на четыре блока, каждый из которых содержит свои формы взаимодействия логопеда с родителями:
- Диагностика;
- Консультирование;
- Профилактика;
- Просвещение;
Про каждый из этих блоков мы сейчас поговорим с вами в отдельности.
Диагностика
В начале учебного года я обследую речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка.
Знакомлюсь с семьями детей, которые нуждаются в логопедической помощи. Провожу анкетирование с целью выявления проблем и трудностей современной семьи, а также максимального использования ее воспитательного потенциала и позитивного опыта семейного воспитания.
При планировании прогноза коррекционной работы учитываю:
- роль всех членов семьи в воспитании ребенка.
- тип семейного воспитания.
Из анкет и первичных бесед выясняю условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Интересуюсь жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна для обеих сторон. От ее атмосферы зависит дальнейшее сотрудничество. В самом начале, стараюсь привлечь родителей к совместной работе, объяснить, какую помощь от них жду в воспитании и обучении, в целях достижения успехов в логопедической работе.
Консультирование
Оказание помощи родителям в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание сути проблемы и способов ее решения.
Здесь очень важна теоретическая подготовка логопеда, который может дать четкий ответ на любой вопрос о речевом нарушении и его коррекции у конкретного ребенка. Компетентность специалиста, конечно же повышает доверие.
Не меньшее значение играет информированность родителя о логопеде как специалисте, о направлениях его работы. Этому способствуют папки-передвижки со статьями о различных речевых нарушениях, о рекомендуемых детям с речевым нарушением оздоровительных мероприятиях и, конечно, расписанием консультаций логопеда.
Если говорить об информации, которая передается во время консультации, то она воспринимается родителями лучше, если будет отличаться лаконичностью и отсутствием непонятных терминов. Но родитель сам делает выбор, приходить на консультацию или нет. Если родитель пришел на консультацию, значит, он готов слушать специалиста, он мотивирован.
Профилактика
Проведение комплекса мероприятий с участием семьи, направленных на предупреждение возможных нарушений у ребенка
Просвещение
На данном этапе провожу ознакомление родителей с возрастными особенностями детей и условиями, обеспечивающими полноценное развитие. Для этого: организую выставки книг, методических наработок, изучение которых могло бы помочь семье ребёнка стать более информированными и просвещенными в данной проблеме, разрабатываю буклеты. Показываю родителям фрагменты занятий с детьми, приглашаю на открытые индивидуальные занятия, чтобы каждый родитель познакомился с приемами и содержанием логопедической работы.
Еще одной из эффективных форм просвещения, которую в последнее время активно использую в работе. Это использование информационно-коммуникационных технологий. Это и медиа пособия (учебные и методические пособия, видеофильмы, компьютерные презентации); интернет-сайты как детского сада, так и личного сайта.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат — это достижения и успехи каждого ребенка.