Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

Взаимодействие логопеда с родителями является очень важным направлением. Работая в детском саду более 20 лет, могу сказать, что, чем активнее родители сотрудничают с учителем-логопедом, старательнее выполняют его рекомендации, тем лучше результаты у ребенка, несмотря на сложность его речевого диагноза. В этой статье мы поговорим о том, как сделать родителей активными участниками и помощниками коррекционно-образовательного процесса.

Направления совместной деятельности

  • установление партнёрских отношений и создание атмосферы взаимоподдержки;
  • формирование мотивированного отношения родителей к коррекционной деятельности;
  • подбор и реализация различных вариативных форм взаимодействия;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
  • оказание практической помощи родителям, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;
  • обучение родителей конкретным приемам логопедической работы

Этапы и формы взаимодействия

За годы сотрудничества с семьей ребенка у меня сложилась система работы, которую условно можно разделить на четыре блока, каждый из которых содержит свои формы взаимодействия логопеда с родителями:

  1. Диагностика;
  2. Консультирование;
  3. Профилактика;
  4. Просвещение;

Про каждый из этих блоков мы сейчас поговорим с вами в отдельности.

Диагностика

В начале учебного года я обследую речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка.

Знакомлюсь с семьями детей, которые нуждаются в логопедической помощи. Провожу анкетирование с целью выявления проблем и трудностей современной семьи, а также максимального использования ее воспитательного потенциала и позитивного опыта семейного воспитания.

При планировании прогноза коррекционной работы учитываю:

  • роль всех членов семьи в воспитании ребенка.
  • тип семейного воспитания.

Из анкет и первичных бесед выясняю условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Интересуюсь жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна для обеих сторон. От ее атмосферы зависит дальнейшее сотрудничество. В самом начале, стараюсь привлечь родителей к совместной работе, объяснить, какую помощь от них жду в воспитании и обучении, в целях достижения успехов в логопедической работе.

Консультирование

Оказание помощи родителям в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание сути проблемы и способов ее решения.

Здесь очень важна теоретическая подготовка логопеда, который может дать четкий ответ на любой вопрос о речевом нарушении и его коррекции у конкретного ребенка. Компетентность специалиста, конечно же повышает доверие.

Не меньшее значение играет информированность родителя о логопеде как специалисте, о направлениях его работы. Этому способствуют папки-передвижки со статьями о различных речевых нарушениях, о рекомендуемых детям с речевым нарушением оздоровительных мероприятиях и, конечно, расписанием консультаций логопеда.

Если говорить об информации, которая передается во время консультации, то она воспринимается родителями лучше, если будет отличаться лаконичностью и отсутствием непонятных терминов. Но родитель сам делает выбор, приходить на консультацию или нет. Если родитель пришел на консультацию, значит, он готов слушать специалиста, он мотивирован.

Профилактика

Проведение комплекса мероприятий с участием семьи, направленных на предупреждение возможных нарушений у ребенка

Просвещение

На данном этапе провожу ознакомление родителей с возрастными особенностями детей и условиями, обеспечивающими полноценное развитие. Для этого: организую выставки книг, методических наработок, изучение которых могло бы помочь семье ребёнка стать более информированными и просвещенными в данной проблеме, разрабатываю буклеты. Показываю родителям фрагменты занятий с детьми, приглашаю на открытые индивидуальные занятия, чтобы каждый родитель познакомился с приемами и содержанием логопедической работы.

Еще одной из эффективных форм просвещения, которую в последнее время активно использую в работе. Это использование информационно-коммуникационных технологий. Это и медиа пособия (учебные и методические пособия, видеофильмы, компьютерные презентации); интернет-сайты как детского сада, так и личного сайта.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат — это достижения и успехи каждого ребенка.

Татьяна Кузнецова
Татьяна КузнецоваАвтор
Учитель-логопед, учитель-дефектолог высшей категории со стажем работы более 20 лет
Копилка учителя-логопеда ДОУ
игры / презентации / стендовая информация / и другие полезные материалы

Перейти в копилку

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить