
Рабочая программа – это один из важных документов в работе педагога. Вопросов, связанных с этим понятием очень много. В этой статье я постараюсь ответить на основные вопросы, которые возникают в процессе разработки рабочей программы педагога.
Какой нормативный документ регламентирует написание рабочей программы?
Документом, который регламентирует написание рабочей программы является Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» . Там говорится следующее:
Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
ст. 48 ФЗ № 273
Что такое рабочая программа?
В Федеральном законе № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в ст. № 2 даны определения основным понятиям, но нет определения рабочей программы. Зато устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа», как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа», как структурная единица учебно-методической документации. Мне нравится вот это определение:
Рабочая программа — это нормативный документ, базирующийся на образовательной программе дошкольного учреждения, содержание которого адаптировано к конкретным условиям группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей. (О.А. Воронкевич, Т.Ю. Седачёва, Е.А. Якимова)
Какой должна быть структура рабочей программы?
Ни одним нормативно-правовым документом не закреплена структура рабочей программы, поэтому внутри учреждения должно быть разработано положение о рабочей программе, которое принимается на педагогическом совете и утверждается заведующей. В этом положении и прописывается структура, по которой вы пишите свою рабочую программу. Приведу два варианта структуры рабочей программы.
Структура рабочей программы (вариант 1)
- Титульный лист.
- Содержание.
Целевой раздел
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи реализации программы.
- Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
- Планируемые результаты.
Содержательный раздел
- Содержание образовательной деятельности в соответствии с пятью образовательными областями.
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение программы.
- Учебно-методическое обеспечение программы.
- Описание предметно-развивающей среды.
- Организация оценки индивидуального развития детей.
- Режим дня.
- Расписание образовательной деятельности.
Данный вариант структуры можно использовать в ситуации написания рабочей программы, отражающей в одном документе работу по всем образовательным областям.
Структура рабочей программы (вариант 2)
- Титульный лист.
- Содержание.
- Пояснительная записка (цель, задачи).
- Планируемые результаты.
- Календарно-тематическое планирование (месяц, тема, задачи, содержание).
- Учебно-методическое обеспечение.
- Материально-техническое обеспечение.
Данный вариант структуры рабочей программы может быть использован в ситуации, когда программа пишется на каждую культурную практику в отдельности. Соответственно таких программ на группу будет несколько.
Выводы
- Прямое определение того, что такое рабочая программа законодательством не дано.
- Требования к рабочим программам не установлены.
- ФГОС дошкольного образования не устанавливает требование к разработке рабочих программ.
- Процедура разработки, принятия и утверждения рабочих программ находится в компетенции образовательной организации, и регламентируется локальным нормативным актом образовательной организации (ст.28, ст.30 Федерального закона № 273).
- Рабочая программа разрабатывается на основе основной образовательной программы учреждения.
- Рабочая программа разрабатывается на 1 год.