Тест школьной зрелости Керна-Йирасека

Тест школьной зрелости Керна-Йирасека

Определение уровня готовности ребёнка к школьному обучению является одним из направлений в психологической диагностики в детском саду. Сейчас существует большое количество методик. Перечень некоторых методик можно посмотреть в моей статье “Список методик педагога-психолога для проведения диагностики детей в ДОУ”., а в этой статье я хочу описать одну из этих методик, а именно “Тест школьной зрелости Керна-Йирасека”.

Цель теста

Тест позволяет определить уровень функциональной готовности ребенка к школьному обучению. Также с помощью теста можно выявить уровень развития вербального мышления и кругозора, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.

Содержание теста

Тест состоит из 4-х частей:

  1. Рисунок человека (мужской фигуры)
  2. Копирование фразы из письменных букв.
  3. Срисовывание точек.
  4. Опросник из 20 вопросов.

Задание № 4 “Опросник” является модификацией теста, которая была введена чешским исследователем Ярославом Йирасеком.

Процедура проведения теста

Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху написано короткое предложение письменными буквами: “Он ел суп“. Внизу нарисована группа точек. Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.

Мы подготовили для вас этот бланк. Его можно скачать ниже.

Скачать: Бланк для ответов Керна-Йирасека
Скачано: 1411, размер: 150.6 KB, дата: 19 Дек. 2021

Инструкция к заданиям теста

№ заданияНаименование заданияИнструкция
Задание № 1Рисунок человекаНарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все вопросы ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает,можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину.
Задание № 2Копирование фразыПосмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же.
Задание № 3Срисовывание точекПосмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же (можно пальцем показать место, где необходимо их рисовать).
Задание № 4ОпросникСейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

Скачать вопросы к заданию

Обработка результатов теста

Задание 1. Рисунок человека.

1 балл – Нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища. Голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши. На лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок) Фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему).

2 балла – Выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

3 балла – Фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями). Могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла – Примитивный рисунок с головой и туловищем. Руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

5 баллов – Отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

Задание 2. Копирование фразы.

1 балл – Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в 3 слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более, чем на 30°.

2 балла – Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

3 балла – Явная разбивка надписи на 3 части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.

4 балла – С образцом совпадают хотя бы 2 буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

5 баллов – «Каракули».

Задание 3. Срисовывание точек.

1 балл – точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения отстрочки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.

2 балла – количество и расположение точек соответствуют образцу. Допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

3 балла – рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

4 балла – рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

5 баллов – каракули, чирканье.

После оценки заданий баллы суммируются и определяется уровень функциональной готовности ребёнка к школьному обучению по итогам 3-х заданий.

  • 3-6 баллов – это высокий уровень готовности к школе;
  • 7-12 баллов – средний уровень готовности к школе;
  • 13-15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.

Задание 4. Опросник.

К каждому вопросу присваивается балл. Подробное присвоение баллов описано в прикреплённом файле ниже.

Скачать: Обработка результатов
Скачано: 1079, размер: 113.9 KB, дата: 04 Янв. 2022

После этого все баллы суммируются и на их основе делается вывод об уровне развития мышления ребёнка и его кругозоре.

  • 1 группа – высокий уровень — от 24 и более;
  • 2 группа – уровень выше среднего — от 14 до 23;
  • 3 группа – средний уровень — от 0 до 13;
  • 4 группа – уровень ниже среднего — от -1 до -10;
  • 5 группа – низкий уровень — от -11 и менее.

Готовыми к школьному обучению в интеллектуальном плане считаются дети, относящиеся к 1,2 и 3 группе. Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего,необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

Тест школьной зрелости Керна—Йирасека дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.

Литература, используемая для написания статьи

  • Опевалова Е.В. Психодиагностика: практикум. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2009.
  • Вьюнова Н.И., Гайдар К.М.,Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.-М.: Академический Проект, 2005. 
Марина Королёва
Марина КоролёваАвтор
Создатель проекта "Педагоги в квадрате", педагог-психолог высшей квалификационной категории, методист. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.
Обработчик к тесту школьной зрелости Керна-Йирасека
Для облегчения обработки результатов диагностики по тесту школьной зрелости Керна-Йирасека

Подробнее

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить
  • Ирина Альховатова
    Ирина Альховатова

    Можно тест школьной готовности

    • Марина Королёва
      Марина Королёва

      Нет. Правильное его название “Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека”.