
Определение уровня готовности ребёнка к школьному обучению является одним из направлений в психологической диагностики в детском саду. Сейчас существует большое количество методик. Перечень некоторых методик можно посмотреть в моей статье “Список методик педагога-психолога для проведения диагностики детей в ДОУ”., а в этой статье я хочу описать одну из этих методик, а именно “Тест школьной зрелости Керна-Йирасека”.
Цель теста
Тест позволяет определить уровень функциональной готовности ребенка к школьному обучению. Также с помощью теста можно выявить уровень развития вербального мышления и кругозора, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.
Содержание теста
Тест состоит из 4-х частей:
- Рисунок человека (мужской фигуры)
- Копирование фразы из письменных букв.
- Срисовывание точек.
- Опросник из 20 вопросов.
Задание № 4 “Опросник” является модификацией теста, которая была введена чешским исследователем Ярославом Йирасеком.
Процедура проведения теста
Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху написано короткое предложение письменными буквами: “Он ел суп“. Внизу нарисована группа точек. Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.
Мы подготовили для вас этот бланк. Его можно скачать ниже.

Инструкция к заданиям теста
№ задания | Наименование задания | Инструкция |
---|---|---|
Задание № 1 | Рисунок человека | Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все вопросы ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает,можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. |
Задание № 2 | Копирование фразы | Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же. |
Задание № 3 | Срисовывание точек | Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же (можно пальцем показать место, где необходимо их рисовать). |
Задание № 4 | Опросник | Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются. Скачать вопросы к заданию |
Обработка результатов теста
Задание 1. Рисунок человека.
1 балл – Нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища. Голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши. На лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок) Фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему).
2 балла – Выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла – Фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями). Могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла – Примитивный рисунок с головой и туловищем. Руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов – Отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.
Задание 2. Копирование фразы.
1 балл – Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в 3 слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более, чем на 30°.
2 балла – Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
3 балла – Явная разбивка надписи на 3 части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.
4 балла – С образцом совпадают хотя бы 2 буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 баллов – «Каракули».
Задание 3. Срисовывание точек.
1 балл – точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения отстрочки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.
2 балла – количество и расположение точек соответствуют образцу. Допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.
3 балла – рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
4 балла – рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов – каракули, чирканье.
После оценки заданий баллы суммируются и определяется уровень функциональной готовности ребёнка к школьному обучению по итогам 3-х заданий.
- 3-6 баллов – это высокий уровень готовности к школе;
- 7-12 баллов – средний уровень готовности к школе;
- 13-15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.
Задание 4. Опросник.
К каждому вопросу присваивается балл. Подробное присвоение баллов описано в прикреплённом файле ниже.

После этого все баллы суммируются и на их основе делается вывод об уровне развития мышления ребёнка и его кругозоре.
- 1 группа – высокий уровень — от 24 и более;
- 2 группа – уровень выше среднего — от 14 до 23;
- 3 группа – средний уровень — от 0 до 13;
- 4 группа – уровень ниже среднего — от -1 до -10;
- 5 группа – низкий уровень — от -11 и менее.
Готовыми к школьному обучению в интеллектуальном плане считаются дети, относящиеся к 1,2 и 3 группе. Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего,необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.
Тест школьной зрелости Керна—Йирасека дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.
Литература, используемая для написания статьи
- Опевалова Е.В. Психодиагностика: практикум. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2009.
- Вьюнова Н.И., Гайдар К.М.,Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.-М.: Академический Проект, 2005.