Тест тревожности разработан американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. и направлен на выявление уровня тревожности у детей в возраста 4 – 7 лет.
Стимульный материал
Стимульный материал состоит из 14-ти рисунков. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию и выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик).
Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо (радостное) ребёнка, на другом – грустное.

На просторах интернета есть стимульный материал в плохом качестве и устаревшей отрисовке, поэтому мы отрисовали заново все карточки для мальчиков и девочек, получился отличный стимульный материал, который сейчас доступен всем желающим. Ознакомиться с ним вы можете по ссылке ниже
Процедура проведения и инструкция
Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию:
Художник нарисовал картинки, но забыл нарисовать лицо. Посмотри, что здесь происходит, и скажи (или покажи), какое бы ты подставил личико — веселое или грустное?
Фиксация ответов ребёнка
Ответы ребёнка и его комментарии фиксируются в протоколе в специальной таблице. Как может выглядеть данная таблица я привела ниже.
№ п/п | Описание ситуации | Ответ ребёнка | Комментарий ребёнка |
---|---|---|---|
1 | Игра с младшими детьми. | ||
2 | Ребёнок и мать с младенцем. | ||
3 | Объект агрессии. | ||
4 | Одевание. | ||
5 | Игра со старшими детьми. | ||
6 | Укладывание спать в одиночестве. | ||
7 | Умывание. | ||
8 | Выговор. | ||
9 | Игнорирование. | ||
10 | Агрессивность. | ||
11 | Собирание игрушек. | ||
12 | Изоляция. | ||
13 | Ребёнок с родителями. | ||
14 | Еда в одиночестве. |
Количественный анализ результатов
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребёнка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14):
ИТ = (количество эмоционально — негативных выборов/14) x 100%
Дети в возрасте 3,5 – 7 лет по ИТ разделяются на 3 группы:
- ИТ от 0 до 20% – низкий уровень тревожности
- ИТ от 20 до 50%– средний уровень тревожности
- ИТ выше 50% – высокий уровень тревожности
Качественный анализ результатов
- Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребёнка в различных ситуациях. Высокий уровень тревожности (ИТ) свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребёнком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высоким уровнем тревожности с большой долей вероятности могут обладать дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве).
- Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рисунках 1, 3, 5, 10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребёнок — ребёнок). Ситуации на рисунках 2, 6, 8, 9, 11 и 13 моделируют взаимоотношения между ребёнком и взрослыми (ребёнок — взрослый). Ситуации на рисунках 4, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребёнка, которую он совершает один. Ситуация на рисунке 6 (Укладывание спать в одиночестве) с большим основанием может быть отнесена к ситуациям типа «ребёнок — взрослый». Таким образом, помимо общего вывода об уровне тревожности испытуемого экспериментатор формулирует предположение о том, какие именно отношения являются для ребёнка источником тревожности – детско-родительские (негативный выбор в ситуациях №№ 2, 8, 13) или отношения с другими детьми (ситуации №№ 1, 3, 5, 10,12).
- Следующий уровень анализа предполагает интерпретацию выборов ребёнка в зависимости от того, какая ситуация связана с негативным опытом. Так, тревогу могут вызывать ситуации, связанные со страхом агрессии, с ревностью к сиблингам, со страхом наказания или нарушенными отношениями с родителями и сверстниками. Необходимо учитывать также, что при выборе лица на дополнительном изображении ребёнок может идентифицировать себя с прорисованным героем (например, с агрессором). Для исключения ошибочной интерпретации экспериментатору следует уточнить у испытуемого, кем бы тот был на рисунке, если бы оказался там.
Анализ выборов ребёнка в различных ситуациях позволяет сформулировать предположение о конкретных источниках его тревоги.
Таким образом, качественный анализ результатов должен содержать информацию об общем уровне тревожности, предполагаемых источниках тревоги в межличностных отношениях ребёнка и указания на возможные причины травматизации.
Также при формулировке выводов необходимо учитывать эмоциональное состояние ребёнка на момент обследования, его комментарии и объяснения своего выбора. Эта информация необходима для прояснения причин тревожности и избежания необъективных выводов.