Экспресс-диагностика готовности к школе – описание методики

Экспресс-диагностика готовности к школе

В настоящее время существует большое количество методик, которые педагог-психолог может использовать в своей работе для диагностики готовности к школе. В этой статье я хочу рассказать о диагностическом комплекте Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой “Экспресс-диагностика готовности к школе”.

Данная методика может быть использована педагогом-психологом, как в детском саду (подготовительная группа), так и в школе (1 класс).

На что направлена диагностика?

Диагностика включает в себя 11 субтестов и анкету, которые направлены на выявление уровня готовности ребенка к школе.

Номер субтестаНаименование субтестаНаправленность
Субтест 1НелепицыВыявление способности ребёнка эмоционально откликаться на “нелепость” рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения. 
Субтест 2Пространственно-арифметический диктантВыявление сформированности навыков счёта, умения ориентироваться в пространстве, умение действовать по правилам и понимать инструкцию.
Субтест 3Последовательные картинкиВыявление сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи.
Субтест 4Геометрические фигурыВыявление сформированности представлений о геометрических фигурах.Определение уровня образного мышления и умения действовать по образцу и анализировать пространство. 
Субтест 5АналогииИсследование мышления, степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии. 
Субтест 6Логопедический субтестОценка особенности звукопроизношения и фонематического слуха. 
Субтест 7Запрещённые словаВыявление сформированности произвольности у ребенка, развитие речи. Определение уровня общей осведомлённости.
Субтест 8КлючиВыявление сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их. 
Субтест 9ЧтениеОпределение исходного уровня владения грамотой.
Субтест 10Рисунок человекаВыявление сформированности образных и пространственных представлений, определение уровня развития тонкой моторики. 
Субтест 11Составление словОпределение навыков чтения. Определение наличия творческих задатков. Определение уровня общей осведомлённости.

Что необходимо для проведения диагностики?

  • Описание субтестов и их оценка.
  • Стимульный материал.
  • Протокол для фиксации результатов.

Для облегчения работы мы подготовили для вас протокол для фиксации результатов и описание методики.

Скачать: Описание методики Вархатовой
Скачано: 649, размер: 294.7 KB, дата: 08 Дек. 2022
Скачать: Протокол Вархатова
Скачано: 579, размер: 143.7 KB, дата: 08 Дек. 2022

Оценка результатов диагностики

Каждый субтест оценивается в отдельности от 0 до 3 баллов. При этом по четырёхбальной шкале оценивается только один субтест “Чтение”, остальные субтесты оцениваются по трёх бальной шкале. После этого все баллы суммируются и делается вывод о готовности или не готовности ребёнка к школьному обучению.

  • ребенок, набравший 18 баллов и больше, к обучению в школе готов;
  • ребенок, набравший 16 или 17 баллов, к школе “готов условно”, в этом случае требуются дополнительные занятия с психологом;
  • ребенок, набравший 15 баллов и менее, к школе не готов.
Марина Королёва
Марина КоролёваАвтор
Создатель проекта "Педагоги в квадрате", педагог-психолог высшей квалификационной категории, методист. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.
Обработчик диагностики готовности к школе по Вархатовой Е.К.
Для облегчения обработки "Экспресс-диагностики готовности к школе" по Вархатовое Е.К.

Подробнее

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить