
В настоящее время существует большое количество методик, которые педагог-психолог может использовать в своей работе для диагностики готовности к школе. В этой статье я хочу рассказать о диагностическом комплекте Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой “Экспресс-диагностика готовности к школе”.
Данная методика может быть использована педагогом-психологом, как в детском саду (подготовительная группа), так и в школе (1 класс).
На что направлена диагностика?
Диагностика включает в себя 11 субтестов и анкету, которые направлены на выявление уровня готовности ребенка к школе.
Номер субтеста | Наименование субтеста | Направленность |
---|---|---|
Субтест 1 | Нелепицы | Выявление способности ребёнка эмоционально откликаться на “нелепость” рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения. |
Субтест 2 | Пространственно-арифметический диктант | Выявление сформированности навыков счёта, умения ориентироваться в пространстве, умение действовать по правилам и понимать инструкцию. |
Субтест 3 | Последовательные картинки | Выявление сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи. |
Субтест 4 | Геометрические фигуры | Выявление сформированности представлений о геометрических фигурах.Определение уровня образного мышления и умения действовать по образцу и анализировать пространство. |
Субтест 5 | Аналогии | Исследование мышления, степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии. |
Субтест 6 | Логопедический субтест | Оценка особенности звукопроизношения и фонематического слуха. |
Субтест 7 | Запрещённые слова | Выявление сформированности произвольности у ребенка, развитие речи. Определение уровня общей осведомлённости. |
Субтест 8 | Ключи | Выявление сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их. |
Субтест 9 | Чтение | Определение исходного уровня владения грамотой. |
Субтест 10 | Рисунок человека | Выявление сформированности образных и пространственных представлений, определение уровня развития тонкой моторики. |
Субтест 11 | Составление слов | Определение навыков чтения. Определение наличия творческих задатков. Определение уровня общей осведомлённости. |
Что необходимо для проведения диагностики?
- Описание субтестов и их оценка.
- Стимульный материал.
- Протокол для фиксации результатов.
Для облегчения работы мы подготовили для вас протокол для фиксации результатов и описание методики.


Оценка результатов диагностики
Каждый субтест оценивается в отдельности от 0 до 3 баллов. При этом по четырёхбальной шкале оценивается только один субтест “Чтение”, остальные субтесты оцениваются по трёх бальной шкале. После этого все баллы суммируются и делается вывод о готовности или не готовности ребёнка к школьному обучению.
- ребенок, набравший 18 баллов и больше, к обучению в школе готов;
- ребенок, набравший 16 или 17 баллов, к школе “готов условно”, в этом случае требуются дополнительные занятия с психологом;
- ребенок, набравший 15 баллов и менее, к школе не готов.