Игры с мячом в работе педагога-психолога

Игры с мячом в работе педагога-психолога

Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что игры с мячом вызывают большой интерес у детей и делают самые простые задания интересными. К тому же это один из самых доступных инструментов в работе не только педагога-психолога, но и любого педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

В чём польза игр с мячом?

  • Игры с мячом развивают глазомер, координацию и смекалку.
  • Развивают у детей общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
  • Мяч может быть использован в играх на знакомство детей друг с другом.
  • Игры с мячом развивают познавательные процессы.
  • Активизируют у детей произвольное и непроизвольное внимание.

Примеры игр и упражнений с мячом в работе психолога

Упражнение «Я рада тебя видеть»

Данное упражнение может быть использовано в начале занятия в качестве приветствия. Дети сидят в кругу и приветствуют друг другу, передавая мяч, произнося следующие слова: «Здравствуй …. (имя ребёнка, сидящего справа) я рад (а) тебя видеть».

Упражнение «Подарок»

Дети стоят или сидят в кругу и перекидывают или перекатывают друг другу мяч, произнося следующие слова: » … (имя ребёнка, которому передаётся мяч) я дарю тебе конфету (цветок, собаку и т.п.)». Задача того, кто поймал мяч ответить на подарок. Например: «Спасибо. Это моя любимая конфета», «Спасибо. Я давно мечтал о собаке.» Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не получит свой подарок и каждый сможет подарить.

Упражнение направлено на знакомство детей друг с другом, а также позволяет настроить детей на работу, поднять настроение, переключить внимание.

Игра «Поймай мяч»

Дети располагаются по кругу. Пси­холог вместе с детьми произносит следующие слова:

Раз, два, три, четыре, пять,
Мячик наш пустился вскачь,
И поймать, дружок, его
Нужно только и всего.

После этих слов психолог подбрасывает мяч вверх и называет имя ребенка. Тот, чье имя названо, должен поймать мяч. Затем все вместе снова проговаривают считалочку, и ребенок, поймавший мяч, подбрасывает его вверх и называет имя одного из детей группы.

Игра «Бросок любви»

Педагог-психолог предлагает детям зарядить своей любовью мячик (хорошо для этой игры использовать тканевый мяч). Для этого они все вместе кладут на него свои ладошки и мысленно заряжают его. После этого дети по очереди бросают друг другу мяч. После каждого броска они спрашивают друг у друга: «Ты по­лучил мою любовь?» — и, услышав ответ «Да!», просят передать ее дальше по кругу.

Игры на развитие познавательных процессов

Игры с мячом отлично подходят для различных игр на развитие познавательных процессов. Детям можно предлагать разные задания:

  • Игра «Противоположности». Психолог кидает мяч и называет слово, задача ребёнка поймать мяч и назвать противоположное. Например: «Мягкий — твёрдый» или можно таким образом: «Мягкая подушка, а пол … (твёрдый)».
  • Игра «Парочки». Дети сидят в кругу. Психолог называет слово и катит мяч ребёнку, а ребёнок возращает мяч психолог, подобрав пару к этому слову. В качестве слов могут использоваться слова на различные лексические темы. Например: «Яблока — … (груша)», «Стул — … (стол)» и т.д.
  • Игра «Обобщение». Психолог называет обобщающее слова и катит мяч ребёнку. Задача ребёнка вернуть мяч, назвав подходящее слово. Например: «Овощ — … (капуста)», «Одежда — … (платье)».
  • Игра «Сочини историю». Психолог кидает мяч ребёнку и называет начало предложения, а ребёнок возвращает мяч закончив предложение. Начало предложений могут быть такими: «Жил был …», «Выглядел он так …», «Настроение у него было …», «Потому, что …», «Больше всего на свете он любил …» и т.д.

Заключение

В заключении хочется дать несколько рекомендаций по использованию мяча:

  • Используйте мячи разные по размеру и текстуре (сенсорные, тканевые, массажные и т.п.).
  • Совершайте с мячами разные действия.
  • Учитывайте индивидуальные особенности детей во время игр. Тревожным детям лучше бросать мяч в середине игры, гиперактивным – в конце, агрессивным, импульсивным – в начале.
Марина Королёва
Марина КоролёваАвтор
Создатель проекта "Педагоги в квадрате", педагог-психолог высшей квалификационной категории, методист. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.
Свидетельство о публикация в СМИ
Бесплатные свидетельства о публикации в СМИ и другие сертификаты для портфолио педагога

Подробнее

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить