Методика исследования мотивации учения — описание, интерпретация результатов

Методика исследования мотивации учения

Методика исследования мотивации учения (авторская модификация методики М.Р. Гинзбург, И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой) направлена на исследование уровня мотивации у старших дошкольников.

Методика может проводиться, как индивидуально, так и в небольших подгруппах.

Оборудование

  • стимульный материал к методике
  • листы бумаги с изображением трех квадратиков
  • наборы карандашей (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, коричневый)

Инструкция

Сейчас я прочитаю вам (тебе) рассказ. В одном городе жили-были мальчики и девочки, такие же, как вы (ты). Им, как и вам (тебе), было 6–7 лет. И они, как и вы (ты), собирались идти в школу. Сейчас я вас (тебя) с ними познакомлю. Вот они.

ИнструкцияЧто необходимо сделать?
Первый мальчик сказал: «Я пойду в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я не пошел бы в школу».На стол перед ребенком или на магнитную доску педагог-психолог выкладывает карточку с изображением женщины с указующим жестом и ребенка с портфелем в руках перед ней [внешний мотив], с красным квадратиком в углу.
Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится делать уроки. Если бы школы не было, я все равно учился бы». Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением ребенка, сидящего за партой [учебный мотив], с синим квадратиком в углу.
Первая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением двух детей, играющих в мяч [игровой мотив], с желтым квадратиком в углу.
Третий мальчик сказал: «Я пойду в школу, потому что хочу быть большим. В школе я буду взрослым, а сейчас я маленький». Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением двух человек, стоящих спиной друг к другу: у того, который повыше, в руках портфель, у того, который пониже, — игрушечный автомобиль [позиционный мотив], с зеленым квадратиком в углу.
Четвёртый мальчик сказал: «Я пойду в школу, потому что учиться нужно. Без учения никакого дела не сделаешь, а когда выучишься, можешь стать кем захочешь».Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением человека с портфелем в руках, направляющегося к зданию [социальный мотив], с коричневым квадратиком в углу.
Вторая девочка сказала: «Я пойду в школу, чтобы получать пятерки». Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением ребенка, который держит в руках раскрытую тетрадь [отметка], с оранжевым квадратиком в углу.

Посмотрите, ребята, у каждого мальчика и у каждой девочки свой цвет. А теперь я вам раздам листочки. На них нарисованы три пустых окошка. Я буду задавать вам вопросы, а вы — отвечайте и закрашивайте окошко тем цветом, которым считаете нужным.

  • Как вы думаете, кто из ребят прав? Выберите и закрасьте первое окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)
  • С кем из них вы хотели бы вместе играть? Выберите и закрасьте второе окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)
  • С кем из них вы хотели бы вместе учиться? Выберите и закрасьте третье окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)

Дети последовательно осуществляют выбор. Если в ответе ребенка недостаточно прослеживается содержание, нужно задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик (эта девочка) сказал (сказала)?» Это нужно для того, чтобы быть уверенным в том, что ребенок осуществил свой выбор исходя из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов

Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

ВыборыВнешний мотивУчебный мотивИгровой мотивПозиционный мотивСоциальный мотивОценочный мотив
1 выбор
2 выбор
3 выбор
Контрольный выбор

Присваемые баллы по-каждому мотиву

  • Внешний мотив — 0 баллов;
  • учебный мотив – 5 баллов;
  • позиционный мотив — 3 балла;
  • социальный мотив – 4 балла;
  • отметка — 2 балла;
  • игровой мотив — 1 балл;

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Интерпретация результатов

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

Марина Королёва
Марина КоролёваАвтор
Создатель проекта "Педагоги в квадрате", педагог-психолог высшей квалификационной категории, методист. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.
Свидетельство о публикация в СМИ
Бесплатные свидетельства о публикации в СМИ и другие сертификаты для портфолио педагога

Подробнее

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить