
Методика «Страхи в домиках» разработана и апробирована российскими специалистами-психологами Александром Ивановичем Захаровым и Мариной Александровной Панфиловой. Диагностика направлена на выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.
Методика отлично подходит для детей, которые плохо рисуют или не любят рисовать.
Стимульный материал
Для проведения методики понадобятся контурные изображения двух домов: красного и чёрного цвета. Изобразить дома можно, как на одном листе, так и на разных.

Инструкция по проведению
Текст инструкции: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам». Психолог называет по очереди страхи. Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик. У старших детей необходимо спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься…».
Беседу с ребёнком необходимо проводить неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи по порядку и ожидая только ответа «да» – «нет» или «боюсь» — «не боюсь».

Особенности проведения тестирования
Избегая непроизвольного внушения страхов частым повторением вопроса о боязни страхов. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да».
Психолог при проведении теста находится рядом с ребенком, а не напротив. Необходимо периодически подбадривать испытуемого и хвалить за то, что он говорит все как есть, правду.
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить. Данное действие необходимо для того, чтобы успокоить актуализированные детские страхи.
Интерпретация теста на выявление детских страхов
При интерпретации результатов теста стоит учитывать возрастные особенности появления страхов и возрастные нормы по количеству страхов. Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка будет говорить о преневротического состояния .
Возрастные нормы (по А. И. Захарову)
- Среднее число страхов в дошкольном возрасте: у девочек – 10,3; у мальчиков – 8,2;
- Среднее число страхов в школьном возрасте: у девочек – 9,2; у мальчиков – 6,9.
Возраст | Количество страхов у мальчиков | Количество страхов у девочек |
---|---|---|
3 | 9 | 7 |
4 | 7 | 9 |
5 | 8 | 11 |
6 | 9 | 11 |
7 | 9 | 12 |
7 | 6 | 9 |
8 | 6 | 9 |
9 | 7 | 10 |
10 | 7 | 10 |
11 | 8 | 11 |
12 | 7 | 8 |
13 | 8 | 9 |
14 | 6 | 9 |
15 | 6 | 7 |
Возрастные особенности появления страхов.
- Младший дошкольный возраст – это боязнь сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства.
- Старший дошкольный возраст – это страх смерти, смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, страх войны.
- Младший школьный возраст – это страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).
- Подростковый возраст – это страх смерти родителей, страх войны.