Методика “Страхи в домиках” – А.И. Захаров и М.Панфилова

Методика "Страхи в домиках"

Методика «Страхи в домиках» разработана и апробирована российскими специалистами-психологами Александром Ивановичем Захаровым и Мариной Александровной Панфиловой. Диагностика направлена на выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.

Методика отлично подходит для детей, которые плохо рисуют или не любят рисовать.

Стимульный материал

Для проведения методики понадобятся контурные изображения двух домов: красного и чёрного цвета. Изобразить дома можно, как на одном листе, так и на разных.

Скачать: Стимульный материал Страхи в домиках
Скачано: 820, размер: 328.4 KB, дата: 27 Ноя. 2022

Инструкция по проведению

Текст инструкции: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам». Психолог называет по очереди страхи. Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик. У старших детей необходимо спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься…».

Беседу с ребёнком необходимо проводить неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи по порядку и ожидая только ответа «да» – «нет» или «боюсь» — «не боюсь».

Скачать: Список страхов
Скачано: 650, размер: 105.4 KB, дата: 27 Ноя. 2022

Особенности проведения тестирования

Избегая непроизвольного внушения страхов частым повторением вопроса о боязни страхов. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да».

Психолог при проведении теста находится рядом с ребенком, а не напротив. Необходимо периодически подбадривать испытуемого и хвалить за то, что он говорит все как есть, правду.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить. Данное действие необходимо для того, чтобы успокоить актуализированные детские страхи.

Интерпретация теста на выявление детских страхов

При интерпретации результатов теста стоит учитывать возрастные особенности появления страхов и возрастные нормы по количеству страхов. Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка будет говорить о преневротического состояния .

Возрастные нормы (по А. И. Захарову)

  • Среднее число страхов в дошкольном возрасте: у девочек – 10,3; у мальчиков – 8,2;
  • Среднее число страхов в школьном возрасте: у девочек – 9,2; у мальчиков – 6,9.
ВозрастКоличество страхов у мальчиковКоличество страхов у девочек
397
479
5811
6911
7912
769
869
9710
10710
11811
1278
1389
1469
1567

Возрастные особенности появления страхов.

  • Младший дошкольный возраст – это боязнь сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства.
  • Старший дошкольный возраст – это страх смерти, смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, страх войны.
  • Младший школьный возраст – это страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).
  • Подростковый возраст – это страх смерти родителей, страх войны.
Марина Королёва
Марина КоролёваАвтор
Создатель проекта "Педагоги в квадрате", педагог-психолог высшей квалификационной категории, методист. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.
Копилка педагога-психолога ДОУ
стимульный материал / игры / презентации / стендовая информация и многое другое

Перейти в копилку

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить