
Методика “Заучивание 10 слов” направлена на изучение кратковременной памяти, выявление органических поражений мозга, а также других отклонений в психическом статусе (истощаемости, утомляемости, неустойчивости внимания.) Автором методики является психолог Александр Романович Лурия.
Тестовый материал
- 1 вариант- лес, хлеб, вода, окно, стул, брат, конь, гриб, игла, мёд
- 2 вариант- год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын
Инструкция
- Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Когда я закончу говорить все слова, ты повторишь столько слов, сколько запомнил, в любом порядке.
- Сейчас я повторю те же слова ещё раз, ты снова повторишь их вслед за мной. Причём повторишь и те слова, которые ты назвал в прошлый раз, и новые слова, которые запомнишь.
Далее диагностика повторяется без инструкций. Перед следующими 3—5 прочтениями психолог просто говорит: «Слушай ещё раз».
Важно при проведении обследования соблюдать тишину.
Обработка результатов
В ходе диагностики психологом заполняется протокол. В нём отмечаются названные и пропущенные слова, а затем составляется кривая запоминания, где на оси абсцисс отмечается количество повторений (от 1 до 5), а на оси ординат количество слов (от 1 до 10).
№ | лес | хлеб | окно | стул | вода | брат | конь | гриб | игла | мёд | доп. слова |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 |
Для облегчения работы мы подготовили для вас такой протокол. Скачать его можно ниже.

Интерпретация результатов
- В норме кривая запоминания носит возрастающий характер. Норма для детей 6-7 лет- объём памяти- 7 +/- 2 ед.
- При органических поражениях мозга кривая носит иной характер: после незначительного подъёма она образует плато, то есть дети воспроизводят одно и тоже количество одних и тех же слов.
- Для органики характерно название других слов, повторение одних и тех же.
- При астении кривая сначала идёт вверх, а затем кривая падает вниз.
- При неустойчивости внимания и его колебаниях кривая имеет зигзагообразный характер.
Если попросить ребёнка повторить слова через час, то результаты воспроизведения будут свидетельствовать об объёме долговременной памяти.
В завершении хочется отметить, что “Заучивание 10 слов” является одной из наиболее применяющихся методик для исследования памяти, поскольку не требует специального оснащения и является информативной. При этом использование разных комплектов слов,позволяет проводить методику повторно для отслеживания динамики коррекционно-развивающей работы.