Методика “Заучивание 10 слов” – описание, интерпретация результатов

Методика "Заучивание 10 слов" - описание, интерпретация результатов

Методика “Заучивание 10 слов” направлена на изучение кратковременной памяти, выявление органических поражений мозга, а также других отклонений в психическом статусе (истощаемости, утомляемости, неустойчивости внимания.) Автором методики является психолог Александр Романович Лурия.

Тестовый материал

  • 1 вариант- лес, хлеб, вода, окно, стул, брат, конь, гриб, игла, мёд
  • 2 вариант- год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын

Инструкция

  1. Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Когда я закончу говорить все слова, ты повторишь столько слов, сколько запомнил, в любом порядке.
  2. Сейчас я повторю те же слова ещё раз, ты снова повторишь их вслед за мной. Причём повторишь и те слова, которые ты назвал в прошлый раз, и новые слова, которые запомнишь.

Далее диагностика повторяется без инструкций. Перед следующими 3—5 прочтениями психолог просто говорит: «Слушай ещё раз».

Важно при проведении обследования соблюдать тишину.

Обработка результатов

В ходе диагностики психологом заполняется протокол. В нём отмечаются названные и пропущенные слова, а затем составляется кривая запоминания, где на оси абсцисс отмечается количество повторений (от 1 до 5), а на оси ординат количество слов (от 1 до 10).

лесхлебокностулводабратконьгрибигламёддоп. слова
1           
2           
3           
4           
5           

Для облегчения работы мы подготовили для вас такой протокол. Скачать его можно ниже.

Скачать: Протокол к методике
Скачано: 288, размер: 120.5 KB, дата: 03 Янв. 2023

Интерпретация результатов

  • В норме кривая запоминания носит возрастающий характер. Норма для детей 6-7 лет- объём памяти- 7 +/- 2 ед.
  • При органических поражениях мозга кривая носит иной характер: после незначительного подъёма она образует плато, то есть дети воспроизводят одно и тоже количество одних и тех же слов.
  • Для органики характерно название других слов, повторение одних и тех же.
  • При астении кривая сначала идёт вверх, а затем кривая падает вниз.
  • При неустойчивости внимания и его колебаниях кривая имеет зигзагообразный характер.

Если попросить ребёнка повторить слова через час, то результаты воспроизведения будут свидетельствовать об объёме долговременной памяти.

В завершении хочется отметить, что “Заучивание 10 слов” является одной из наиболее применяющихся методик для исследования памяти, поскольку не требует специального оснащения и является информативной. При этом использование разных комплектов слов,позволяет проводить методику повторно для отслеживания динамики коррекционно-развивающей работы.

Марина Королёва
Марина КоролёваАвтор
Создатель проекта "Педагоги в квадрате", педагог-психолог высшей квалификационной категории, методист. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.
Копилка педагога-психолога ДОУ
стимульный материал / игры / презентации / стендовая информация и многое другое

Перейти в копилку

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить