Что такое супервизия и для чего она нужна психологу?

Что такое супервизия и для чего она нужна психологу?

В начале своей практики я была уверена, что справлюсь без супервизии, считая, что справлюсь со всем сама и это совсем не сложно. Здесь включался и материальный аспект, я считала, супервизию дорогой процедурой. К этому добавлялся страх показаться некомпетентной, что супервизор – это тот самый надзирающий за твоей работой человек, способный обесценить её, выискивать в работе малейшие ошибки и кидать их в лицо, высокомерным тоном. То есть, в моем представлении супервизор – это некий экзаменатор, который только и ищет к чему бы прицепиться и застыдить.

К счастью, – это оказалось большим мифом. Если сказать по-простому, то супервизор – это твой коллега, которого мы нанимаем в помощь и для поддержки своего профессионального опыта. Не для оценивания, не для экзамена, не для осуждения и не для размазывания твоей профессиональной идентичности. Это коллега, который со стороны может заметить что-то очень важное о самом психологе в момент работы, об отношениях клиент-психолог, в процессе, заметит, где специалист вкладывается больше, чем требуется, а где есть избегание, которое возможно связано с личной историей психолога. Супервизору легче со стороны наблюдать за переносом и контрпереносом: родительский, сиблинговый, божественный, гуру-перенос.

Что такое супервизия?

Супервизия — это процесс, во время которого супервизор и супервизируемый вместе узнают что-то новое о клиенте, друг о друге, о себе. Супервизия направлена на обнаружение, как ресурсов психолога, так и ограничений, на возможность раскрытия стиля, особенностей конкретного специалиста.

Виды супервизии

Чтобы получать качественную помощь, необходимо понимать какой вид супервизии мы хотим. Через это понимание мы формируем ЗАПРОС к супервизору. Итак, какая супервизия нам нужна?

  1. Индивидуальная – является наиболее эффективной супервизией высокого уровня, требующей от супервизора большего количества времени, а от супервизируемого более тщательной подготовки представляемого материала.
  2. Групповая.
  3. Очная.
  4. Заочная супервизия.

Типы супервизии

  1. Поддерживающая супервизия. Супервизия, как определенный ресурс помощи профессионалу в ситуации эмоциональной напряженности, стресса, позволяющий мобилизовать энергию для эффективного выполнения работы.
  2. Дидактическая супервизия. Внедрение теоретических знаний в конкретный практический случай. Соотнесение теоретических аспектов с практикой.
  3. Динамическая супервизия. Подразумевает длительное посещение супервизора или посещение супервизорской группы (не менее года), которая необходима, как обязательная форма обучения и (или), как собственная потребность в своей профессиональной идентичности.

Вопросы, которые супервизор задаёт на супервизии

  • Что чувствуешь после консультации?
  • Что тебе понравилось в твоей работе?
  • Что удалось понять? О чем говорил клиент?
  • Что удалось сделать?
  • Что хотелось сказать, но удержалось?
  • Что бы тебе сейчас хотелось прояснить, рассказать?

Как видите вопросы доброжелательные, направленные на создание безопасного диалога и проявления интереса к собственной работе. Супервизия является профилактикой эмоционального выгорания. Осталось дело за малым: подобрать себе супервизора по душе.

Наталья Николаева
Наталья НиколаеваАвтор
Педагог-психолог, гештальт-терапевт, преподаватель курсов повышения квалификации. Стаж работы более 20 лет.
Копилка педагога-психолога ДОУ
стимульный материал / игры / презентации / стендовая информация и многое другое

Перейти в копилку

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить
  • Мария Луценко
    Мария Луценко

    Здравствуйте, хочу задать вам вопрос. Подготовительная группа, мальчик сильно плачет когда воспитатель уходит с группы, не хочет её отпускать от себя. Дома все хорошо, только в саду ведёт себя так если воспитатель уйдёт то просто не вернётся и очень плачет.

    • Наталья Николаева
      Наталья Николаева

      Здравствуйте. Вы описали ситуацию, а в чём заключается ваш вопрос?