Чувство бессилия в работе психолога – ограничения и ресурсы

Каждый, кто однажды обнаружил себя в помогающей профессии, сталкивался или ещё столкнётся с этим чувством. Не самое простое переживание для человека, а в профессии психолога его достаточно. Каждый специалист обходится с ним по разному. Кто-то игнорирует, кто-то проживает, а кто-то печалится.

Чувство бессилия в работе психолога - ограничения и ресурсы

К сожалению, в институте и академии, где обучаются психологи не говорят о том, что основное напряжение и выгорание в работе будет связано очень с тяжелыми чувствами. Мое обучение прошло под девизом: раздай всем советы и все будут счастливы. Пришлось разочаровываться.

«Становясь терапевтом, вы соглашаетесь ощущать бессилие в больших количествах.» Многие виды деятельности позволяют отвлечься, избежать или, по крайней мере, не увеличивать количество бессилия, пережитого в одной человеческой жизни. Психология и психотерапия в этот перечень профессий не входит.

Клиенты приходят с переживанием, которое актуально сейчас. А история страдания очень давнишняя, уходящая корнями в детство. Люди переживают о том, что ситуации были давно, а болит в настоящем. Хочется восполнить дефицит внимания, любви, защиты, заботы, который копился годами. А получить компенсацию в настоящем, часто у людей, которых уже нет или, ошарашивая новых родственников непосильным долгом прошлого. Поэтому страдание продолжает фонить, болеть…

Все это вызывает бессилие, которое часто невозможно пережить в одиночестве. Иногда оно скрыто за злостью, стыдом, виной, оно живет внутри, просто не называется. И через время оно начинает жить в пространстве консультации. И тогда можно заметить уже два бессильных человека: клиента и психолога.
Наиболее частое сопротивление психолога: не замечать, игнорировать, подменять другими, начать утешать, спасать, толкать к светлому будущему. Клиент, при этом ощущает эту подмену, внутренне готовится к осознаванию, вот мол, и этот специалист меня не понял, опять что-то хочет от меня, отвергает, как и все остальные.

А что же тогда нам с этим делать?

  1. Воспринимать бессилие, как маркёр для работы;
  2. Обозначить чувство, вербализировать;
  3. Соотнести своё состояние, с состоянием клиента;
  4. Помнить, что чувство бессилия – это ревизия своей силы, в конкретных ситуациях;
  5. Знать, что состояние бессилия позволяет больше не вкладываться в тупиковые, токсичные отношения и проекты;
  6. Очертить с клиентом круг ситуаций, где есть ограничения в восстановлении дефицита (в прошлом, например)
  7. Определить, ситуации, где реально бессилие снижается (в настоящем)
  8. Помочь прожить (телесно-ориентированные практики)
  9. Не объявлять и не отсоединяться от клиента слишком рано в своём бессилии, пока не определены все ситуации (воспринимается клиентом, как брошенность);
  10. Не поддерживать нереалистичные надежды клиентов, мягко сталкивать с реальными возможностями;

Игнорируя, все вышеперечисленное, мы обязательно столкнёмся с человеческим и профессиональным бессилием, поскольку сами можем не учитывать своих реальных ограничений и ресурсности. Важно помнить, что чувство бессилия не может захватить полностью и надолго. Достаточно провести ревизию возможного, повернуться к тому, что реально можно изменить.

Наталья Николаева
Наталья НиколаеваАвтор
Педагог-психолог, гештальт-терапевт, преподаватель курсов повышения квалификации. Стаж работы более 20 лет.
Копилка педагога-психолога ДОУ
стимульный материал / игры / презентации / стендовая информация и многое другое

Перейти в копилку

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить