Каждый, кто однажды обнаружил себя в помогающей профессии, сталкивался или ещё столкнётся с этим чувством. Не самое простое переживание для человека, а в профессии психолога его достаточно. Каждый специалист обходится с ним по разному. Кто-то игнорирует, кто-то проживает, а кто-то печалится.

К сожалению, в институте и академии, где обучаются психологи не говорят о том, что основное напряжение и выгорание в работе будет связано очень с тяжелыми чувствами. Мое обучение прошло под девизом: раздай всем советы и все будут счастливы. Пришлось разочаровываться.
«Становясь терапевтом, вы соглашаетесь ощущать бессилие в больших количествах.» Многие виды деятельности позволяют отвлечься, избежать или, по крайней мере, не увеличивать количество бессилия, пережитого в одной человеческой жизни. Психология и психотерапия в этот перечень профессий не входит.
Клиенты приходят с переживанием, которое актуально сейчас. А история страдания очень давнишняя, уходящая корнями в детство. Люди переживают о том, что ситуации были давно, а болит в настоящем. Хочется восполнить дефицит внимания, любви, защиты, заботы, который копился годами. А получить компенсацию в настоящем, часто у людей, которых уже нет или, ошарашивая новых родственников непосильным долгом прошлого. Поэтому страдание продолжает фонить, болеть…
Все это вызывает бессилие, которое часто невозможно пережить в одиночестве. Иногда оно скрыто за злостью, стыдом, виной, оно живет внутри, просто не называется. И через время оно начинает жить в пространстве консультации. И тогда можно заметить уже два бессильных человека: клиента и психолога.
Наиболее частое сопротивление психолога: не замечать, игнорировать, подменять другими, начать утешать, спасать, толкать к светлому будущему. Клиент, при этом ощущает эту подмену, внутренне готовится к осознаванию, вот мол, и этот специалист меня не понял, опять что-то хочет от меня, отвергает, как и все остальные.
А что же тогда нам с этим делать?
- Воспринимать бессилие, как маркёр для работы;
- Обозначить чувство, вербализировать;
- Соотнести своё состояние, с состоянием клиента;
- Помнить, что чувство бессилия – это ревизия своей силы, в конкретных ситуациях;
- Знать, что состояние бессилия позволяет больше не вкладываться в тупиковые, токсичные отношения и проекты;
- Очертить с клиентом круг ситуаций, где есть ограничения в восстановлении дефицита (в прошлом, например)
- Определить, ситуации, где реально бессилие снижается (в настоящем)
- Помочь прожить (телесно-ориентированные практики)
- Не объявлять и не отсоединяться от клиента слишком рано в своём бессилии, пока не определены все ситуации (воспринимается клиентом, как брошенность);
- Не поддерживать нереалистичные надежды клиентов, мягко сталкивать с реальными возможностями;
Игнорируя, все вышеперечисленное, мы обязательно столкнёмся с человеческим и профессиональным бессилием, поскольку сами можем не учитывать своих реальных ограничений и ресурсности. Важно помнить, что чувство бессилия не может захватить полностью и надолго. Достаточно провести ревизию возможного, повернуться к тому, что реально можно изменить.