Список методик педагога-психолога для проведения диагностики детей в ДОУ

В стандарте “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” (Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н) прописано, что одной из трудовых функций педагога-психолога является “Психологическая диагностика детей и обучающихся”. Там же прописаны направления этой диагностики. В данной статье я предлагаю ознакомиться со списком методик психолога ДОУ для проведения диагностики детей.

Направления психологической диагностики

  1. Скрининговое обследование (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.
  2. Выявление уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям.
  3. Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.
  4. Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одарённости.
  5. Диагностика социально-психологического климата коллектива.
  6. Диагностика интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей.

Опираясь на эти направления психологической диагностики, педагог-психолог подбирает методы и методики, которые он будет использовать в своей работе с детьми. С перечнем некоторых методик вы можете познакомиться ниже.

Диагностика адаптации к ДОУ

Наблюдение за ребёнком в адаптационный период важное диагностическое направление в работе психолога. Оно позволяет собрать данные о ребёнке и сделать вывод о степени адаптации к детскому саду. Существует множество методик с помощью которые вы можете проводить это наблюдение. Предлагаю познакомиться с перечнем некоторых из них.

  • Роньжина А.С. “Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению”.
  • Методика А. Остроуховой “Изучение степени адаптации ребёнка у ДОУ”.
  • Методика Ватутиной Н. Д. “Определение степени адаптации к ДОУ”.

Диагностика готовности к школе

  • Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе.
  • Семаго Н.Н., Семаго М.Я “Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения”.
  • Екжанова Е.А. “Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы”.
  • Экспресс диагностика готовности к школе – Вархатова Е.А., Дятко Н.В., Сазонова Е.В.
  • Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста (МЭДИС)
  • Тест школьной зрелости Керна-Йирасека.

Диагностика познавательных процессов

Сейчас существует много различных диагностических комплектов, где уже подобраны все необходимые методики для диагностики познавательных процессов у детей разных возрастов. Вам остаётся только выбрать, который вам больше нравится. Ниже я привела перечень самых популярных.

  • Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.
  • Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте.
  • Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • Куражева Н.Ю., Козлова И.А., Тузаева А.С. Диагностический комплекс “Цветик-Семицветик” для детей 3-7 лет.
  • Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей

Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей

  • Методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго) ( Цель: оценка возможности адекватного опознавания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания.)
  • Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.) (Цель: определение уровня тревожности).
  • Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках» (Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет).
  • Восьмицветовой тест Люшера (Цель: исследование эмоционального состояния ребенка).
  • Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур. (Цель: исследование самооценки).
  • Методика «Паровозик» (С.В. Велиева) (Цель: определение особенности эмоционального состояния ребёнка).
  • Методика исследования детского самосознания ( Н.Л. Белопольская) (Цель: исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста).
  • Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» (Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности).
  • Методика «Волшебная страна чувств» (Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка).
  • Махортова Г.Х. Проективная методика исследования личности “Расскажи историю”. (Цель: исследование личности).

Диагностика социально-психологического климата коллектива

  • Социометрия Дж. Морено
  • Проективная методика Рене Желя. Исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений 

Диагностика способностей детей и предпосылок одарённости

  • Экспресс-анкета  «Одарённый ребёнок»
  • Методика «Карта способностей»
  • Анкета «Определение уровня проявления способностей ребёнка» (Сизанов А.Н.)
  • Анкета «Изучение познавательной потребности дошкольника»
  • Анкета «Оценка склонностей ребёнка родителями и воспитателями»
  • Тест интеллекта «Прогрессивные матрицы Равена»
  • Методика «Дорисовывание фигур»

Диагностика детско-родительских отношений

В стандарте “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” такое направление, как диагностика детско-родительских отношений не выделяется, но я посчитала, что его нужно озвучить. Ведь работать с ребёнок мы должны в связке со всеми участниками образовательных отношений. Поэтому нам очень важно понимать какие отношения складываются у ребёнка в его семье и как это может повлиять на его поведение и развитие.

Список методик педагога-психолога для проведения диагностики детей в ДОУ
  • Проективная методика «Рисунок семьи». Данная методика направлена на диагностику эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.
  • Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой). Данный тест направлен на изучение эмоциональных отношений ребёнка в семье.
  • Проективная методика Рене Желя. Исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений 
  • Детский апперцептивный тест (Children’sApperceptionTest – САТ) (Авторы: Леопольд и Соня Беллак)
Марина Королёва
Марина КоролёваАвтор
Создатель проекта "Педагоги в квадрате", педагог-психолог высшей квалификационной категории, методист. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.
Копилка педагога-психолога ДОУ
стимульный материал / игры / презентации / стендовая информация и многое другое

Перейти в копилку

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить