В стандарте “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” (Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н) прописано, что одной из трудовых функций педагога-психолога является “Психологическая диагностика детей и обучающихся”. Там же прописаны направления этой диагностики. В данной статье я предлагаю ознакомиться со списком методик психолога ДОУ для проведения диагностики детей.
Направления психологической диагностики
- Скрининговое обследование (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.
- Выявление уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям.
- Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.
- Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одарённости.
- Диагностика социально-психологического климата коллектива.
- Диагностика интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей.
Опираясь на эти направления психологической диагностики, педагог-психолог подбирает методы и методики, которые он будет использовать в своей работе с детьми. С перечнем некоторых методик вы можете познакомиться ниже.
Диагностика адаптации к ДОУ
Наблюдение за ребёнком в адаптационный период важное диагностическое направление в работе психолога. Оно позволяет собрать данные о ребёнке и сделать вывод о степени адаптации к детскому саду. Существует множество методик с помощью которые вы можете проводить это наблюдение. Предлагаю познакомиться с перечнем некоторых из них.
- Роньжина А.С. “Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению”.
- Методика А. Остроуховой “Изучение степени адаптации ребёнка у ДОУ”.
- Методика Ватутиной Н. Д. “Определение степени адаптации к ДОУ”.
Диагностика готовности к школе
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе.
- Семаго Н.Н., Семаго М.Я “Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения”.
- Екжанова Е.А. “Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы”.
- Экспресс диагностика готовности к школе – Вархатова Е.А., Дятко Н.В., Сазонова Е.В.
- Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста (МЭДИС)
- Тест школьной зрелости Керна-Йирасека.
Диагностика познавательных процессов
Сейчас существует много различных диагностических комплектов, где уже подобраны все необходимые методики для диагностики познавательных процессов у детей разных возрастов. Вам остаётся только выбрать, который вам больше нравится. Ниже я привела перечень самых популярных.
- Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.
- Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте.
- Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
- Куражева Н.Ю., Козлова И.А., Тузаева А.С. Диагностический комплекс “Цветик-Семицветик” для детей 3-7 лет.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей
Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей
- Методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго) ( Цель: оценка возможности адекватного опознавания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания.)
- Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.) (Цель: определение уровня тревожности).
- Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках» (Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет).
- Восьмицветовой тест Люшера (Цель: исследование эмоционального состояния ребенка).
- Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур. (Цель: исследование самооценки).
- Методика «Паровозик» (С.В. Велиева) (Цель: определение особенности эмоционального состояния ребёнка).
- Методика исследования детского самосознания ( Н.Л. Белопольская) (Цель: исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста).
- Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» (Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности).
- Методика «Волшебная страна чувств» (Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка).
- Махортова Г.Х. Проективная методика исследования личности “Расскажи историю”. (Цель: исследование личности).
Диагностика социально-психологического климата коллектива
- Социометрия Дж. Морено
- Проективная методика Рене Желя. Исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений
Диагностика способностей детей и предпосылок одарённости
- Экспресс-анкета «Одарённый ребёнок»
- Методика «Карта способностей»
- Анкета «Определение уровня проявления способностей ребёнка» (Сизанов А.Н.)
- Анкета «Изучение познавательной потребности дошкольника»
- Анкета «Оценка склонностей ребёнка родителями и воспитателями»
- Тест интеллекта «Прогрессивные матрицы Равена»
- Методика «Дорисовывание фигур»
Диагностика детско-родительских отношений
В стандарте “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” такое направление, как диагностика детско-родительских отношений не выделяется, но я посчитала, что его нужно озвучить. Ведь работать с ребёнок мы должны в связке со всеми участниками образовательных отношений. Поэтому нам очень важно понимать какие отношения складываются у ребёнка в его семье и как это может повлиять на его поведение и развитие.

- Проективная методика «Рисунок семьи». Данная методика направлена на диагностику эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.
- Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой). Данный тест направлен на изучение эмоциональных отношений ребёнка в семье.
- Проективная методика Рене Желя. Исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений
- Детский апперцептивный тест (Children’sApperceptionTest – САТ) (Авторы: Леопольд и Соня Беллак)