Проективная методика «Кактус» (Панфилова) — описание, интерпретация результатов

Методика кактус

Проективная методика «Кактус» (Панфилова М.А.) направлена на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности и может быть использована в работе с детьми с 4 лет.

Что необходимо для проведения диагностики?

  • Лист бумаги формата А4;
  • Набор цветных карандашей.

Процедура проведения теста и инструкция

Перед ребёнком кладётся лист бумаги формата А4 и цветные карандаши и даётся следующая инструкция: «На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо.

По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

  • Кактус домашний или дикий? Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
  • Он сильно колется? Его можно потрогать?
  • Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
  • Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Можно задать и другие любые вопросы, относящиеся к рисунку. Ответы ребенка имеют такое же диагностическое значение, как и рисунок.

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение;
  • размер рисунка;
  • характеристики линий;
  • сила нажима на карандаш;
  • цветовая гамма.
Объекты для анализаХарактеристика. Как проявляется в рисунке и ответах ребёнка?
Колючки у кактусаКолючки являются символ агрессивности. Чем крупнее, чаще и острее изображенные иголки, тем выше уровень агрессивности у ребёнка. Об этом также свидетельствует описание кактуса как очень колючего, который не допускает прикосновений. Если иголки на кактусе неострые — слишком тоненькие, короткие, напоминающие скорее пух, чем защитные иголки, то можно предполагать наличие у испытуемого трудностей с прямым проявлением агрессии. То есть ребенок испытывает агрессию, но выражать ее не умеет.
Наличие горшка у кактусаГоршок, в котором растет кактус, символизирует опеку в детско-родительских отношениях. Кактус, изображенный без горшка, растущим в дикой природе, свидетельствует о переживании одиночества в отношениях с близкими, нехватке опеки и домашнего тепла. Кактусы в огромных горшках — гиперопекаемые дети. Адекватное, приближенное к бытовому соотношение размеров горшка и кактуса указывает на соответствующий потребностям и особенностям ребенка уровень родительской опеки. Множество деталей на горшке выдает тревожность, связанную со способами проявления заботы в семье. Цвет горшка сигнализирует о детских чувствах, испытываемых в отношениях с родителями.
Размер кактусаРазмер кактуса указывает на представление ребенка о собственной значимости, его самоценность. Изображение крупного кактуса от 1/2 до 2/3 листа свойственно уверенным детям с благополучным самоотношением и является нормальным. Кактусы более 2/3 листа, во весь лист и даже не поместившиеся целиком на листе указывают на стремление ребенка доминировать. Также они характерны для агрессивных детей и детей, которые находятся в отношениях острой сиблинговой конкуренции. Это общая закономерность анализа детского рисунка: чем крупнее рисунок, тем сильнее выражено у испытуемого стремление к лидерству и доминированию. Если кактус маленький, находится внизу листа, то это может говорить о зависимости и неуверенности в себе, низкой самооценке.
Дополнительные деталиЦветы и отростки на кактусе, декорированный узором горшок указывают на демонстративность ребёнка.
ЛинииПреобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, исправления говорят о тревожности. Отрывистые линии, сильный нажим — об импульсивности ребёнка. О скрытности и осторожности ребёнка могут говорить линии в виде зигзагов по контуру или внутри кактуса.
ЦветаИспользование ярких цветов — говорит об оптимизме ребёнка, а тёмных о тревоге. Одноцветные рисунки — показатель «страха самопредъявления», т. е. ребенок не хочет показывать истинные мысли и чувства.

Ответы на вопросы, которые задаёт психолог в ходе проведения диагностики также подлежат интерпретации и дают дополнительные сведения о ребёнке.

  • Он сильно колется? Его можно потрогать? Ответы на эти вопросы показывают, насколько ребенок доступен для контакта. Чем сложнее прикоснуться к кактусу, тем труднее доступ к взаимодействию с ребенком, тем более естественным и безопасным для себя он считает дистанцирование от окружающих. Бывают такие ответы, когда ребёнок разрешает потрогать себя какому-то одному определённому человеку — это говорит о том, что ребёнок готов к доверительному контакту только с этим человеком. Если кактус никому нельзя трогать это может говорить о том,что ребенок переживает отсутствие интереса окружающих к его жизни, испытывает чувство заброшенности.
  • Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Соседи кактуса — значимые близкие люди, чаще всего — сиблинги. Описание соседей может дать информацию об отношении ребенка к членам семьи: чувствует ли он сходство с ними — кактус и соседи похожи; дают ли они ему что-то положительное — общаются, не дают скучать, защищают от чего-то; наносят ли они ему вред — отвлекают от него внимание ухаживающего человека, загораживают от солнца, обижают.
  • Когда кактус вырастет, что в нем изменится? Ответ на этот вопрос отражает представления ребенка о своем будущем. Нормальным, благополучным вариантом считается представление о прогрессе: кактус станет больше, сильнее, расцветет; у него могут появиться друзья или детеныши, улучшится среда обитания и т. п. Ответ, который содержит частично или полностью негативный прогноз — кактус погибнет, заболеет, останется один и т. п., — говорит о более или менее выраженном катастрофическом видении собственных жизненных обстоятельств и предстоящих изменений. С таким ребенком необходимо провести дополнительную работу.
  • Кактус домашний или дикий? Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряю? Ответы на эти вопросы дают информацию о том, как ребенок воспринимает детско-родительские отношения. Домашний кактус изображают дети, осознающие свою включенность в семью и заботу взрослых о себе. Дикие кактусы рисуют те, кто не чувствует достаточной адекватной возрасту опеки и заботы.

Используя проективные методики стоит помнить, что делая выводы недостаточно опираться только на данные одной методики. Диагностика должно носить комплексный характер при использовании несколько видов методик.

Для подготовки статьи, использована следующая литература:

  • Журнал «Справочник педагога-психолога: детский сад», № 3, Март, 2017 г.
Марина Королёва
Марина КоролёваАвтор
Создатель проекта "Педагоги в квадрате", педагог-психолог высшей квалификационной категории, методист. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.
Свидетельство о публикация в СМИ
Бесплатные свидетельства о публикации в СМИ и другие сертификаты для портфолио педагога

Подробнее

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить