
Цель: профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов через осмысление ресурсов и жизненных ценностей.
Задачи:
- Познакомить с понятием эмоционального выгорания;
- Научить выделять стадии психо-эмоционального выгорания;
- Проанализировать проявления признаков психо-эмоционального выгорания;
- Определить способы, способствующие снятию напряжения, чувства тревоги;
- Развивать навыки самоанализа и преодоления психологического напряжения;
- Помочь осознать личностные ресурсы и ценности педагогов.
Формы и методы проведения семинара: групповая дискуссия на основе заранее подготовленного плана; использование механизмов формирования социальной перцепции.
Оборудование и материалы: доска демонстрационная, маркер, листы А4 для записи, карточки зеленые, синие, красные.
Время проведения 40-45 минут
Вводная часть
Психолог приветствует собравшихся, объявляет тему семинара.
Уважаемые коллеги,
– Кто когда-либо в своей жизни переживал эмоциональное выгорание? Как вы это поняли, прочувствовали?
– Кто подозревает эмоциональное выгорание у себя сейчас? Как вы это понимаете? Что чувствуете?
(варианты ответов педагогов)
На самом деле, большинство людей с этой проблемой сталкивается очень часто, это абсолютно нормально.
– Кто из вас считает себя эмпатичным человеком?
– Кто из вас считает себя ответственным?
– Кто из вас считает, что он нашел свое призвание?
Все, что я перечислила для вас – это факторы риска.
Эмоциональное выгорание чаще возникает у тех, кто очень любит свое дело, кто переживает, горит своими проектами, для кого работа является большой частью жизни. Именно это для него становится факторами риска. К сожалению, от этого никто не застрахован.
Три стадии эмоционального выгорания
В основном, выделяют три стадии эмоционального выгорания.
- Усталость – физическая, эмоциональная, ничего не хочется делать.
- Раздражение и все, что связано с социальной активностью. Проявляется в том, что вы начинаете «рявкать» на людей, становитесь плаксивым, испытываете чувство вины и тп.
- Апатия. Бесстрастие, отсутствует желание, смысла.
Практика
Предлагаю выбрать цветную карточку, что чаще испытываете:
Зеленый – усталость, красный – апатия, синий - раздражительность.
Поделитесь на три группы по «интересам».
Я вам нарисую основную метафору тренинга (Приложение 1 Рис. 1) – представьте себе кувшин с лимонадом, лимонад – наша жизненная энергия. Жизненная энергия это то, что не имеет объяснения, но существует. Общаясь с людьми, на работе эта энергия капля за каплей вытекает.
Когда кувшин полон, энергия льется, все отлично. В какой-то момент водичка начинает течь медленно, появляется усталость. Наступает:
1 стадия – Усталость
1 стадия (выше ватер-линии) Нарушение сна, или сонливость в течение дня. Тотальный упадок сил – нарушение сна, бессонница, сонливость в течение дня, головные боли, спина, мелкие проявления а-ля простудного хронического типа. Если ничего не делать, появится синдром хронической усталости. Не помогает уже прогулка по парку, сон.
Все знают, как справляться с усталостью.
Практика
Предлагаю командам сформировать чек-лист как справиться с усталостью. Даю пару минут, затем зачитываем, делимся опытом.
Все знают, но не делают. Эффективность снижается, если не отдыхать.
Надо стремиться научиться зарабатывать те деньги за более короткое время. На данном этапе работаем с телом – физические нагрузки, прогулки и со стихиями – вода, земля, воздух, огонь. На этой стадии можно работать с телом. (Обсуждение)
Выберите для себя подходящие варианты и делайте.
2 Стадия – Раздражение
Когда водичка перестала течь наступает 2 стадия – чтобы водичку раздавать людям – наклонять кувшин, это раздражает, следующая стадия – раздражительность. Нарушаются социальные контакты. Человек срывается, плачет, эмоциональное состояние не стабильно. Состояние опустошения. Гиперчувствительность, срываешься на мелочах.
Это очень деструктивное состояние. В этом состоянии человек перестает заботиться о себе. Люди, которые работают с людьми, раздают энергию, часто забывают о себе. Человек, как будто, деградирует. Здесь важен принцип «кислородной маски» – спаси сначала себя.
Часто ли вы просите о помощи своих близких? Часто ли вы говорите о своем состоянии со своими близкими? Часто ли вы можете сказать «нет»?
Практика
Напишите список 10 самых близких людей для вас, люди, с которыми больше всего взаимодействуете по жизни в настоящее время, просто 10 имен. Это могут быть и коллеги по работе, и друзья.
Все мы помним из уроков физики сообщающиеся сосуды – если наполнить один – наполнятся оба одинаково (Приложение 1 Рис. 2). Это простая метафора, о том, что происходит в общении с людьми.
Теперь посмотрите на список кто для вас эти люди, с точки зрения жизненных сил. Кто вы для них донор или реципиент?
Можно посмотреть, кем вы чаще всего являетесь?
Исследования показывают, что профессионально-эмоциональное выгорание наступает не от загруженности, не от решения задач, а все кроется в социуме, в отношениях с людьми. На 1 месте – плохой начальник. Кризис лидерства. Сотрудник не видит заинтересованности в себе.
3 стадия – Апатия
3 стадия – апатия – опустошение. Полностью отсутствует мотивация. Что воля, что неволя все равно. Апатия связана с кризисом смыслов, файл будущего закрыт. Если человек замотивирован – он видит цели, а в состоянии апатии теряет веру, смысл, осознанность.
В этом состоянии наступает пора обращаться к психологу.
Когда апатия – надо возвращаться к ценностям. Апатия возникают события не совпадающие с нашими ценностями, когда ущемляются наши ценности.
Назовите общечеловеческие ценности (семья, свобода, власть и тп), но у каждого формулировка ценности своя. Даже свобода у каждого своя.
Практика
Вспомните 3 ситуации в жизни, которые стали ядерными для вас, важными, коренным образом повлиявшими на вашу жизнь.
Вы испытывали: позитивные эмоции, потому что там что-то было, были достижения – что? Какая ценность была реализована? Почему вы так радовались?
Вы испытывали: отрицательные эмоции, потому что там чего-то не было, что-то потеряли – что? Какая ценность была ущемлена? Почему вам было так плохо?
Попробуйте сформулировать ценности, которые сейчас у вас не реализованы.
Ценности глобальнее, чем цели. Ценность включает в себя цели + мечты, это такое «топливо», энергия для реализации цели (Приложение 1 Рис. 3).
Обсуждение ценностей педагогов (по желанию)
20-50% людей меняют работу из-за выгорания. Человек может перейти на подобный проект и быть там полным энтузиазма.
Итог
Таким образом, эмоциональное выгорание происходит от того, что наши базовые человеческие ценности (потребности) остаются не реализованными или сильно ущемлены. Хорошо бы составить такую решеточку ценностей и периодически ее доставать и смотреть, все ли в порядке.
Например, если у вас высокая зарплата, и не большой объем работы, но вы не чувствуете морального удовлетворения (возможно, работа не нравится, несмотря на высокую зарплату), находитесь на той или иной стадии выгорания.
Целесообразно проанализировать, какая ценность (потребность), в данной ситуации, ущемлена и постараться решить проблему таким образом, чтобы этого не происходило. Да, возможно, вам придется сменить работу, но это опять к вопросу ценностей, смена должна быть направлена на реализацию ущемленной потребности.
В заключение предлагаю вашему вниманию памятку «9 советов» (Приложение 2).
Спасибо за работу, всем удачи и здоровья.
Дополнительные материалы

