Скрининг-обследование готовности к школьному обучению (Семаго)

Скрининг-обследование готовности к школьному обучению (Семаго)

Когда у педагога-психолога, работающего в детском саду большое число подготовительных групп, то нет возможности продиагностировать каждого ребёнка индивидуально на предмет готовности к школе. В таких случаях на помощь приходит вариант с групповой (подгрупповой) диагностикой. В этой статье я познакомлю вас с одной из таких методик, а именно «Скрининг-обследование готовности к школьному обучению» авторами, которой являются Н. Семаго, М. Семаго.

На что направлена диагностика?

Целью диагностики является оценка уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности, а именно возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следую­щего.

Какие задания включены в обследование?

  1. Продолжи узор.
  2. Сосчитай и сравни.
  3. Слова.
  4. Шифровка.
  5. Рисунок человека.

Составляющие заданий можно варьировать при повторном обследовании без изменения системы.

Что необходимо для проведения диагностики?

  • Описание заданий.
  • Бланк для фронтальной оценки диагностики готовности к школе.
  • Протокол для фиксации результатов.
  • Лист наблюдения за детьми в ходе диагностики.
Скачать: Материалы для диагностики
Скачано: 540, размер: 229.7 KB, дата: 16 Дек. 2022

Обработка результатов диагностики

Баллы полученные ребёнком по каждому заданию суммируются и умножаются на корректировочный коэффициент, который определяется следующим образом:

  • Если в листе наблюдений отмечен один знак поведенческих трудностей (неважно какой), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,85.
  • Если в листе наблюдений отмечены два знака поведенческих трудностей (неважно какие), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,72.
  • Если в листе наблюдений отмечены три знака, отмечающие поведенческие трудности, то общая балльная оценка умножается на коэффициент 0,6.
  • Если в листе наблюдений отмечены четыре знака поведенческих трудностей, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,45.

Интерпретация результатов

Выполнение всех заданий оценивается по четырём уровням — в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы.

УровеньКоличество балловОценка готовности к школе
1-й уровеньот 17 до 25Готов к началу регулярного обучения в школе.
2-й уровеньот 14 до 17Условно готов к началу обучения.
3-й уровеньот 11 до 14Условно не готов к началу регулярного обучения.
4-й уровеньниже 10Не готов на момент обследования к началу регулярного обучения.
  • Дети с 1-м уровнем показывают достаточную адаптацию к школе и образовательному процессу в целом и не нуждаются в дополнительном углубленном психологическом обследовании, ориентированном на какую-то более тщательную оценку от­дельных сторон их развития.
  • У некоторых детей со 2-м уровнем можно прогнозировать трудности при начале регулярного обучения, т.е.попадание в группу риска по школьной дезадаптации. В то же время боль­шинство детей смогут адаптироваться к началу обучению (сентябрь – октябрь) без дополни­тельной помощи специалистов, преимущественно за счет гра­мотно организованного педагогического воздействия. Если есть возможность, желательно провести углубленное психо­логическое обследование этих детей.
  • Дети с 3-м уровнем нуждаются в помощи специалистов (логопеда, психолога, пе­дагога), и они в обязательном порядке должны быть обследованы психологом с целью выявления компенсаторных возможностей и путей помощи. Вполне вероятно, что такого ребенка имеет смысл направить на ПМПК для решения вопроса о выборе направлений и методов коррекционной работы.
  • Дети с 4-м уровнем в обязательном порядке должны быть обследованы педагогом-психологом, а при не­обходимости — логопедом или дефектологом еще в до­школьном учреждении, им в срочном порядке необходима коррекционная помощь.
Марина Королёва
Марина КоролёваАвтор
Создатель проекта "Педагоги в квадрате", педагог-психолог высшей квалификационной категории, методист. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.
Обработчик диагностики готовности к школе по Семаго
Таблица Excel с автоматической обработкой результатов, индивидуальными заключениями и аналитической справкой

Подробнее

Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить