
Когда у педагога-психолога, работающего в детском саду большое число подготовительных групп, то нет возможности продиагностировать каждого ребёнка индивидуально на предмет готовности к школе. В таких случаях на помощь приходит вариант с групповой (подгрупповой) диагностикой. В этой статье я познакомлю вас с одной из таких методик, а именно “Скрининг-обследование готовности к школьному обучению” авторами, которой являются Н. Семаго, М. Семаго.
На что направлена диагностика?
Целью диагностики является оценка уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности, а именно возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.
Какие задания включены в обследование?
- Продолжи узор.
- Сосчитай и сравни.
- Слова.
- Шифровка.
- Рисунок человека.
Составляющие заданий можно варьировать при повторном обследовании без изменения системы.
Что необходимо для проведения диагностики?
- Описание заданий.
- Бланк для фронтальной оценки диагностики готовности к школе.
- Протокол для фиксации результатов.
- Лист наблюдения за детьми в ходе диагностики.

Обработка результатов диагностики
Баллы полученные ребёнком по каждому заданию суммируются и умножаются на корректировочный коэффициент, который определяется следующим образом:
- Если в листе наблюдений отмечен один знак поведенческих трудностей (неважно какой), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,85.
- Если в листе наблюдений отмечены два знака поведенческих трудностей (неважно какие), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,72.
- Если в листе наблюдений отмечены три знака, отмечающие поведенческие трудности, то общая балльная оценка умножается на коэффициент 0,6.
- Если в листе наблюдений отмечены четыре знака поведенческих трудностей, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,45.
Интерпретация результатов
Выполнение всех заданий оценивается по четырём уровням — в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы.
Уровень | Количество баллов | Оценка готовности к школе |
---|---|---|
1-й уровень | от 17 до 25 | Готов к началу регулярного обучения в школе. |
2-й уровень | от 14 до 17 | Условно готов к началу обучения. |
3-й уровень | от 11 до 14 | Условно не готов к началу регулярного обучения. |
4-й уровень | ниже 10 | Не готов на момент обследования к началу регулярного обучения. |
- Дети с 1-м уровнем показывают достаточную адаптацию к школе и образовательному процессу в целом и не нуждаются в дополнительном углубленном психологическом обследовании, ориентированном на какую-то более тщательную оценку отдельных сторон их развития.
- У некоторых детей со 2-м уровнем можно прогнозировать трудности при начале регулярного обучения, т.е.попадание в группу риска по школьной дезадаптации. В то же время большинство детей смогут адаптироваться к началу обучению (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов, преимущественно за счет грамотно организованного педагогического воздействия. Если есть возможность, желательно провести углубленное психологическое обследование этих детей.
- Дети с 3-м уровнем нуждаются в помощи специалистов (логопеда, психолога, педагога), и они в обязательном порядке должны быть обследованы психологом с целью выявления компенсаторных возможностей и путей помощи. Вполне вероятно, что такого ребенка имеет смысл направить на ПМПК для решения вопроса о выборе направлений и методов коррекционной работы.
- Дети с 4-м уровнем в обязательном порядке должны быть обследованы педагогом-психологом, а при необходимости — логопедом или дефектологом еще в дошкольном учреждении, им в срочном порядке необходима коррекционная помощь.