
Сопровождение адаптационного процесса одно из направлений в работе педагога-психолога ДОУ. В этом направлении работа психолога ведётся со всеми участниками образовательного процесса. В этой статье мы поговорим про работу психолога с администрацией, педагогами, родителями и детьми.
Работа с администрацией ДОУ
На этом этапе педагогу-психологу важно обсудить с заведующей ДОУ вопрос о том, как будет осуществляться приём детей в детский сад, а также подготовить для заведующей документы, которые она может предлагать родителям заполнить на этапе оформления документов при приёме в детский сад. Это могут быть:
- Согласие на психологическое сопровождение и проведение психологической диагностики.
- Анкета на знакомство
- Памятка «Алгоритм адаптации к ДОУ»
Работа с воспитателями
В работе с воспитателями важно помочь педагогам перестроиться на работу с детьми раннего возраста.
Это понадобится в случае если педагоги ведут детей от раннего возраста до подготовительной группы. Здесь важно рассказать о том, что такое адаптация, как она протекает, дать общие рекомендации, подготовить картотеку рекомендуемых игр с детьми в адаптационный период.
Второй важный момент – это оказание психологической поддержки в период адаптации. Это могут быть индивидуальные консультации, групповые психологические встречи.
Работа с родителями
На мой взгляд работа с родителями — это одно из самых важных направлений в работе педагога-психолога в период адаптации, так как от того как будут проявлять себя родители зависит на сколько быстро адаптируется ребёнок к детскому саду. В качестве форм работы с родителями можно использовать:
- Различную наглядную информацию. Это может быть: стендовая информация, памятки, информационные листовки.
- Психологические встречи. Такие встречи в период адаптации хорошо проводить 1 раз в неделю. Это позволит родителям познакомиться друг с другом и отреагировать накопившиеся чувства.
- Выступления на родительских собраниях. Как правило проводятся два родительных собрания. Первое ознакомительное, где педагог-психолог рассказывает об адаптации к детскому саду. Второе итоговое, где в общих чертах можно рассказать о том как дети адаптировались.
- Анкетирование. Здесь можно провести анкету на знакомство. Это нужно для того, чтобы педагоги лучше узнали ребёнка ещё до прихода его в детский сад и могли использовать это в своей работе для облегчения процесса адаптации.
- Индивидуальные консультации. Они могут проводиться психологом, как по запросу самого родителя, так и по приглашению психолога или рекомендациям педагога.
Работа с детьми

Среди форм работы педагога-психолога с детьми можно выделить:
- наблюдение за адаптационным процессом (заполнение адаптационных карт). Можно это делать совместно с воспитателями во время тихого часа.
- организация игровых ситуаций в течение недели. Желательно, чтобы эта форма работы не сводилась к единоразовому посещению детей. Будет здорово если психолог в течение недели ежедневного будет заходить в группу к детям в период адаптации. Так дети быстрее привыкнут к нему и не успеют забыть.
- индивидуальная работа с детьми. Данная форма работы может проводиться, как в кабинете психолога (если ребёнок согласен пойти), так и в групповом помещении. Как правило в индивидуальной помощи нуждаются дети, которые по долгу не могут успокоиться. Тогда задача психолога переключить внимание ребёнка на любой вид деятельности. Для таких случаев я обычно всегда в кармане ношу с собой какие — нибудь мелкие игрушки. Здесь важно создать интерес и передать его своими эмоциями. Если это не помогает, то ищем другие способы отвлечь внимание. Иногда бывает достаточно взять ребёнка на руки, погладить и пожалеть.
Более подробно про работу психолога с участниками образовательных отношений можно узнать на моём вебинаре: “Особенности организации процесса адаптации в ДОУ педагогом-психологом“.