Сопровождение адаптационного процесса педагогом-психологом в ДОУ

Сопровождение адаптационного процесса педагогом-психологом в ДОУ

Сопровождение адаптационного процесса одно из направлений в работе педагога-психолога ДОУ. В этом направлении работа психолога ведётся со всеми участниками образовательного процесса. В этой статье мы поговорим про работу психолога с администрацией, педагогами, родителями и детьми.

Работа с администрацией ДОУ

На этом этапе педагогу-психологу важно обсудить с заведующей ДОУ вопрос о том, как будет осуществляться приём детей в детский сад, а также подготовить для заведующей документы, которые она может предлагать родителям заполнить на этапе оформления документов при приёме в детский сад. Это могут быть:

  • Согласие на психологическое сопровождение и проведение психологической диагностики.
  • Анкета на знакомство
  • Памятка «Алгоритм адаптации к ДОУ»

Работа с воспитателями

В работе с воспитателями важно помочь педагогам перестроиться на работу с детьми раннего возраста.

Это понадобится в случае если педагоги ведут детей от раннего возраста до подготовительной группы. Здесь важно рассказать о том, что такое адаптация, как она протекает, дать общие рекомендации, подготовить картотеку рекомендуемых игр с детьми в адаптационный период.

Второй важный момент – это оказание психологической поддержки в период адаптации. Это могут быть индивидуальные консультации, групповые психологические встречи.

Работа с родителями

На мой взгляд работа с родителями — это одно из самых важных направлений в работе педагога-психолога в период адаптации, так как от того как будут проявлять себя родители зависит на сколько быстро адаптируется ребёнок к детскому саду. В качестве форм работы с родителями можно использовать:

  • Различную наглядную информацию. Это может быть: стендовая информация, памятки, информационные листовки.
  • Психологические встречи. Такие встречи в период адаптации хорошо проводить 1 раз в неделю. Это позволит родителям познакомиться друг с другом и отреагировать накопившиеся чувства.
  • Выступления на родительских собраниях. Как правило проводятся два родительных собрания. Первое ознакомительное, где педагог-психолог рассказывает об адаптации к детскому саду. Второе итоговое, где в общих чертах можно рассказать о том как дети адаптировались.
  • Анкетирование. Здесь можно провести анкету на знакомство. Это нужно для того, чтобы педагоги лучше узнали ребёнка ещё до прихода его в детский сад и могли использовать это в своей работе для облегчения процесса адаптации.
  • Индивидуальные консультации. Они могут проводиться психологом, как по запросу самого родителя, так и по приглашению психолога или рекомендациям педагога.

Работа с детьми

Дети играют

Среди форм работы педагога-психолога с детьми можно выделить:

  • наблюдение за адаптационным процессом (заполнение адаптационных карт). Можно это делать совместно с воспитателями во время тихого часа.
  • организация игровых ситуаций в течение недели. Желательно, чтобы эта форма работы не сводилась к единоразовому посещению детей. Будет здорово если психолог в течение недели ежедневного будет заходить в группу к детям в период адаптации. Так дети быстрее привыкнут к нему и не успеют забыть.
  • индивидуальная работа с детьми. Данная форма работы может проводиться, как в кабинете психолога (если ребёнок согласен пойти), так и в групповом помещении. Как правило в индивидуальной помощи нуждаются дети, которые по долгу не могут успокоиться. Тогда задача психолога переключить внимание ребёнка на любой вид деятельности. Для таких случаев я обычно всегда в кармане ношу с собой какие — нибудь мелкие игрушки. Здесь важно создать интерес и передать его своими эмоциями. Если это не помогает, то ищем другие способы отвлечь внимание. Иногда бывает достаточно взять ребёнка на руки, погладить и пожалеть.

Более подробно про работу психолога с участниками образовательных отношений можно узнать на моём вебинаре: “Особенности организации процесса адаптации в ДОУ педагогом-психологом“.

Марина Королёва
Марина КоролёваАвтор
Создатель проекта "Педагоги в квадрате", педагог-психолог высшей квалификационной категории, методист. Стаж работы педагогом-психологом - 13 лет.
Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить