С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов требования к образованию подрастающего поколения значительно изменились. Информационно-коммуникативные технологии стали необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. [1]
Развитие каждого ребенка – уникально по своей природе. Один ребенок может обладать устной речью, но иметь проблемы со зрительно-образным восприятием, в то время как у другого ребенка может быть великолепная зрительная память, но недостаточно развитая речь. Поэтому, специалист работающий с детьми должен удовлетворять потребности каждого ребенка.
Работая в детском саду, я как педагог-психолог, в своей практике, часто использую информационные технологии. Это помогает формировать различные навыки, такие как внимание, память, мелкую моторику, способствующую развитию речи, мышления. С их помощью развиваются не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитываются волевые качества, такие, как произвольность внимания, самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а кроме того формируется запас знаний, мастерство и умения.
Одним из основных средств информационных технологий, предназначенных для расширения детских представлений являются мультимедийные технологии, которые могут включать в себя: презентации, слайд-шоу, фотоальбомы, интерактивные игры, видео-путешествия. При таком представлении материала у детей включается три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
Использование различных эффектов в презентациях способствует повышению интереса у детей и позволяет преодолевать интеллектуальную пассивность. Мультимедийные презентации предотвращают утомление детей, поддерживают у детей с различной патологией познавательную активность. Применение интерактивных игр позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания.
Выполняя задания с помощью системы Eduplay можно не только настроить и выбрать задания, удовлетворяющие запросы различных детей или группы детей, в зависимости от их потребностей, но также установить уровень сложности, скорость и режим выполнения задания. Таким образом, создается среда обучения, которая не просто поддерживает, но и способствует развитию каждого отдельного ребенка и приобретению важных для раннего детского возраста умений и знаний. В процессе групповой работы и распределения обязанностей в группе дети приобретают и совершенствуют важные коммуникативные и социальные навыки, развивая самосознание и положительный образ собственного «Я» в комфортной обучающей среде.
При проведении таких занятий с детьми были отмечены преимущества:
- информация, представленная с помощью мультимедийных технологий в игровой форме вызывала у детей огромный интерес;
- образный тип информация более понятен детям;
- наличие в мультимедийных технологиях динамики, звука и мультипликация больше привлекает детей:
- стимулирует познавательную активность детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
- помогает ребёнку с ограниченными возможностями здоровья в процессе деятельности за компьютером приобретать уверенность в себе.
При использовании информационных технологий в коррекционно-развивающей работе у детей были отмечены следующие положительные моменты развития:
- Повысился уровень развития познавательной деятельности. Улучшилось внимание, память и воспроизведение. Развилась способность к обобщению и сравнению. Сформировались пространственные представления и улучшилась речевая функция.
- Наблюдалось повышение уровня развития психических познавательных процессов по таким направлениям как: скорость протекания мыслительных операций, сокращение времени поиска пути в решении поставленной задачи; устойчивость внимания (длительность сосредоточения), его распределение и концентрация; аналитико-синтетическая деятельность.
Таким образом, можно сказать, что использование информационных технологий в дошкольном учреждении при работе с детьми – это достижение как лично ребёнка, так и дошкольной образовательной организации в целом. Применение информационных технологий в образовательном процессе расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию детей, позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка более эффективным и интересным.
Список литературы:
1. Деркач, А.А Современные информационные технологии в науке и образовании: учебное пособие/А.А Дергач., – М.:РАГС, 2010.-188с
2. Бехтерева Е.Н., Пичугина И.И Занятия для интерактивной доски «Играй и развивайся» для детей 3-5 лет: методическое пособие /Е.Н Бехтерева, И.И Пичугина .- Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014.-20с
3. Сайт https://fgos.ru/fgos/fgos-do/