Особенности взаимодействия коррекционной работы в ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья учителя-логопеда и педагога- психолога

Статья о тесном взаимодействии специалистов ДОО в вопросах подготовки детей старшего дошкольного возраста, с ОВЗ к обучению чтению.

Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием

Л.С. Выготский

Дошкольный возраст – это тот период жизни человека, который является основополагающим в формировании личности каждого ребёнка. В раннем детстве закладываются основы и предпосылки учебной деятельности через игровую. Крайне важно создать все необходимые условия для всестороннего развития  ребёнка, формирования всех процессов высшей нервной деятельности, гармоничного физического и духовного развития малыша. Грамотно организованная предметно-пространственная окружающая среда, наличие постоянного контакта с взрослыми и сверстниками, тактильный контакт с окружающим миром, правильно  выбранная методика коррекционной работы – все это составляющие успешного процесса развития, воспитания и обучения дошколят.

В силу различных обстоятельств в современном мире существует ряд причин, мешающих созданию всех необходимых условий для гармоничного развития детей. Вот лишь некоторые из них:

  • большая занятость взрослых на работе;
  • отсутствие образования у взрослых;
  • низкий социальный статус семьи;
  • нежелание со стороны взрослых взаимодействовать со специалистами, детьми, окружающими;
  • наличие серьезных хронических и врождённых заболеваний;
  • ассоциативный образ жизни семьи;
  • замена реального общения гаджетами.

Приведенные факторы мешают процессу развития и полноценного воспитания подрастающего поколения, создавая барьеры в общении, нарушая темп развития мыслительных процессов, ограничивая круг общения детей. Безусловно, попадая в такие условия, дети копируют поведение взрослых, считая такую модель  нормой. Помочь  скорректировать сложившуюся ситуацию могут специалисты дошкольного образования: учителя-логопеды, психологи, дефектологи, сурдологи и пр. В случае если малыш не посещает дошкольное учреждение, то существуют центры развития и дополнительного образования, в штате которых есть такие профессионалы.

Работая в нашем детском саду, с детьми  ОВЗ, мы ставим для себя целью – помочь преодолеть проблемы развития, создать все  условия в дошкольном детстве, которые позволят  подготовить каждого воспитанника к школьной жизни. Для этого нашего профессионального опыта недостаточно, потому, мы постоянно совершенствуем свои знания и умения, само развиваемся и обмениваемся опытом с коллегами. Помогает нам в нашем труде специальная методическая литература, пособия, дидактические игры, раздаточный материал, современные техники и использование ИКТ. Постоянное участие в вебинарах, семинарах, мастер-классах, методических объединениях пополняют наш  багаж знаний и повышают профессиональный уровень, позволяя грамотно вести коррекционную работу с детьми.

Каждый ребенок требует индивидуального подхода, но дети с ОВЗ испытывают больше трудностей, поэтому мы выстраиваем свою работу, учитывая не только индивидуальные и возрастные  особенности детей, но и, современные  технологии в коррекционной работе. Разработанные нами адаптированные программы  и индивидуальные маршруты позволяют достичь максимальных результатов в работе с детьми с ОВЗ, становлении их личностей, раскрытии их талантов и потенциала. Опираясь на годовые задачи нашего дошкольного учреждения, в своей профессиональной деятельности мы активно используем  современные технологии работы с родителями, позволяющие достичь отличных показателей в подготовке детей к обучению в школе. Одной из годовых задач в этом учебном году  является внедрение домашнего чтения как одной из форм взаимодействия с семьями дошкольников. Ведь чтение помогает не только развивать познавательные процессы детей, расширять кругозор, обогащать и пополнять словарный запас, но и способствует налаживанию эмоционального контакта между ребёнком и родителями. Помимо существующих и постоянно используемых  форм и методов работы, мы стали применять и новые, такие как:

  • Booktrailer (буктрейлер) – создание условий, необходимых для формирования умений у дошкольников способности самостоятельно составлять рассказ о книге.
  • Вебинары и видеоконференции для обучения детей дошкольного возраста пересказыванию и чтению, с опорой на зрительный алгоритм (сюжетные картинки, схемы).
  • Bookcrossing – технология обмена книгами, для вовлечения дошкольников и родителей в процесс чтения и сохранения культурных ценностей.

А также использование в  работе с семьями воспитанников проектной деятельности, нам удалось оптимизировать процесс усвоения программного материала, а также закрепить полученные знания и создать благополучную эмоциональную атмосферу в коллективе. Включение нами в  процесс взаимодействия с семьёй: онлайн мастер-классов, видеоуроков  коррекционных занятий, индивидуального онлайн консультирования родителей,  позволяют нам вести непрерывную работу, направленную на достижения желаемых целей в обучении и развитии каждого ребенка.

В своей работе мы совместными усилиями, постановкой общих целей, подбором единых средств и методов работы, внимательно изучив особенности каждого воспитанника, добиваемся отличных результатов. Для этого активно используем различные формы работы с  коллегами, позволяющими сделать сотрудничество плодотворным и действенным: консультации, рекомендации, личные беседы, онлайн-конференции, чаты в социальных сетях, опросники, анкеты, памятки,  открытые занятия и пр. Благодаря накопленному опыту, постоянному совершенствованию своих профессиональных знаний и умений, ознакомлению с новыми методиками, созданию и внедрению новых программ в работу с детьми ОВЗ,  мы с уверенностью смотрит в будущее, готовы к новым свершениям и открыты для личного и профессионального роста.

Наталия ГолощаповаАвтор
Поделитесь своим мнением
Написать комментарий
Отправить